История педагогической психологии


История педагогической психологии

Научное становление педагогической психологии

Педагогической психологией был пройден тернистый путь в процессе становления. Любая наука развивается в зависимости от крупных общественно-исторических событий (война, революция), они и являются определяющими в содержании и направлении научных мыслей. Педагогическая теория начала свой путь развития с фундаментального труда Коменского Я.А. "Великая дидактика", вышедшего в 1657 году. И только к концу девятнадцатого столетия педагогическая психология стала оформляться в самостоятельную науку. Ее становление состоит из трех длительных этапов.

Первый период в истории педагогической психологии

Первый период начинается с середины семнадцатого столетия и продолжается до конца девятнадцатого века. В науке он известен как общедидактический период. Крупнейшими представителями славен этот период: Коменский Я.А., Песталоцци И., Руссо Ж.-Ж., Гербарт И., Дистервег А., Ушинский К.Д. Рассматривали проблематику, которая и сейчас входит в сферу интересов педагогической психологии: взаимодействие воспитательного и обучающего процесса, творческая активность обучаемого, способности ученика и их развитие, роль личности педагога, психологическая особенность организации обучающего процесса. Во многом это были только попытки осмыслить данный процесс с научной точки зрения, психологические особенности перечисленных вопросов были исследованы великими педагогами не в полной мере.

Вклад Дистервега в историю педагогической психологии

Дистервегом А., немецким педагогом-новатором, была выдвинута идея о главной роли преподавателя, наставника в образовательной деятельности. Им первым рассматривалась учебная деятельность в единстве воспитанника, педагога, изучаемой дисциплины и обучающих условий. Основа воспитывающего обучения должна происходить за счет самосовершенствования, должны учитываться особенности ученика и активность педагога.

Ушинский в истории педагогической психологии

Ушинский Константин Дмитриевич, русский педагог-новатор и писатель. Является основоположником научной педагогики в России. В этот период был написан труд Ушинского К.Д. "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", который поставил ребенка в центр воспитательного и обучающего процесса, но все же решающее значение придавалось Ушинским воспитанию. Психолого-педагогическая проблематика мыслительной и познавательной деятельности, речи, памяти в обучающем процессе являются предметами пристального внимания и анализа. Развитие слова у ребенка, по Ушинскому К.Д., связано с развитием его мыслительной деятельности, и является условием формирования его представлений и индивидуальности в целом. Каптерев П.Ф. в истории педагогической психологии

Одним из основателей педагогической психологии был Каптерев П.Ф., российский и советский педагог и психолог. Само понятие педагогическая психология вошло в научный лексикон с появлением в 1877 году работы Каптерева П.Ф. "Педагогическая психология". Сама образовательная деятельность рассматривается Каптеревым с психологических позиций, о чем говорит и название второго раздела его сочинения "Образовательный процесс - его психология". Каптеревым П.Ф. были проанализированы труды великих педагогов-мыслителей, ученых в области экспериментальной дидактики, явившихся по сути, экспериментальной психологией в обучающей деятельности. Один из значимых его трудов в педагогической психологии «Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц».

Шацкий С.Т. в истории педагогической психологии

Формирование и развитие педагогической психологии невозможно без российского и советского педагога-экспериментатора, автора многих значимых сочинений в области педагогической психологии Шацкого С.Т., которым была разработана целостная концепция, основанная на гуманизме и демократии, воспитательной деятельности посредством процесса социализации человека. Шацким С.Т. была предложена модель преподавателя, где он обобщил требования к его профессиональным и личным качествам как субъекту социально-педагогического процесса. Педагогические исследования Шацкого С.Т. высоко оценивались иностранными исследователями, например, Джоном Дьюи, который отмечал организованность и систематичность подготовки российского школьника, ее гуманизм и демократичность.

Замечание 1

Педагогическая психология первого периода развития еще не выделилась в самостоятельную отрасль психологической науки, но были сформированы предпосылки для оформления педагогической психологии в самостоятельный раздел.

Этот этап характеризуется доминированием механистического мировоззрения Ньютона И. и эволюционной идеи Дарвина Ч., ассоциативным пониманием психической жизнедеятельности, сенсуалистическими идеями Локка Дж. В то же время — это период умозрительного, логического построения, основанный на наблюдениях, опытах и экспериментах педагогического процесса.

Второй этап в истории педагогической психологии

Второй период начинается с конца девятнадцатого столетия и длится до середины двадцатого века. На этом этапе педагогическая психология почти оформилась в самостоятельную отрасль, вобрав в себя ценный педагогический опыт предшествующих веков, и опираясь на результаты экспериментальных и психологических исследований. В это время интенсивно развивается экспериментальная психология, создаются и разрабатываются конкретные педагогические системы, к примеру система Монтессори М. Появляются первые экспериментальные работы в области педагогической психологии. Психологическая проблематика, запоминание, развитие речи, развитие интеллекта исследовались в трудах:

  1. Нечаева А.П.;
  2. Пиаже Ж.;
  3. Валлона А.;
  4. Клапереда Э.

При помощи экспериментов изучались особенности поведения научения, развитие детской речи:

  1. Выготский Л.С.;
  2. Блонский П.П.;
  3. Штерн В.
Замечание 2

Развивались специальные педагогические системы: Вальдорфская школа, школа Монтессори М., которые оказали существенное влияние на оформление педагогической психологии в самостоятельный раздел.

Третий этап в истории педагогической психологии

Третий период в развитии педагогической психологии характеризуется созданием психологических обучающих теорий, то есть разработкой теоретических основ педагогической психологии. В 1954 году Скиннером Б. была выдвинута идея программированного обучающего процесса, а спустя десятилетие Ланд Л.Н. разработал теорию по его алгоритмизации. Далее Махмутовым М.И. была построена целостная система проблемной обучающей деятельности.

В это же время идет активное исследование теории развивающего обучающего процесса, нашедшая отражение в трудах Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б. Возникло новые направления в педагогической психологии - суггестопедия, суггестология Лозанова Г.К.

Современные актуальные исследования в педагогической психологии

На сегодняшний день можно выделить такие активные направления исследований в педагогической психологии: механизмы психологии управления обучающим процессом (Талызина Н.Ф., Ланда Л.Н.) и образовательной деятельностью в целом (Лазарев В.С.); учебное мотивирование (Маркова А.К., Орлов Ю.М.); особенности личности обучающихся и преподавателей (Леонтьев А.А., Кан-Калик В.А.); учебно-педагогическое взаимодействие (Цукерман Г.А.). Следовательно, педагогической психологией рассматривается сложный, многосторонний и неоднородный предмет.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :