Становление педагогической науки в средние века
Все педагогические учения берут свое начало в древнем мире. В то время учебный процесс носил, как правило, народный характер. Становление педагогической науки приходится на Средневековье. Эпоха Возрождения и Просвещения оказала значимое влияние на развитие научного педагогического знания.
Ранний этап научного развития происходил под воздействием церкви. Как раз в средние века, церковь полностью взяла в свою власть духовную жизнь общества и направила воспитательный и образовательный процесс в духовное русло. В то время, педагогическая наука опиралась на труды религиозных деятелей и философов: Фома Аквинский, Августин и другие. Ими были выпущены работы по духовному воспитанию и образованию, содержащие обширные теоретические концепции по организации учебного процесса.
В начале 17 века происходит формирование науки педагогики, основателем которой стали труды педагога Я.А. Коменского. Его труды пронизаны идеей гуманизации учебного процесса. После этого, стали разрабатываться теоретические концепции другими учеными и педагогами, ориентированными на создание теорий простого обучения с применением воспитательных элементов, развивающего обучения и исследовательской педагогики.
Образовательная система России базировалась на педагогических идеях К. Д. Ушинского. Им была предложена идея народности учебно-воспитательного процесса. В качестве основного органа, контролирующего деятельность образовательных учреждений, было создано Министерство народного просвещения.
Замечание 1
Стоит отметить, что во времена Средневековья, влияние церкви оставило свой отпечаток на развитии педагогики. В основном образование было направлено на усвоение религиозных канонов, что тормозило его развитие и совершенствование. К научным исследованиям церковь относилась отрицательно, не одобряла никакие научные идеи и познания. Светское воспитание, и то носящее религиозную направленность, могли получить только дети высших сословий.
Становление педагогики как научного знания происходило в несколько этапов:
- Эпоха Возрождения. В этот период, в учебной и воспитательной работе стало уделяться внимание личностному развитию. Пропагандировались гуманистические идеи, предполагавшие уважение личности, ее потребностей и особенных свойств. Большое внимание было акцентировано на интеллектуальном и физическом развитии. Гуманистические идеи пронизывали весь учебный и воспитательный процесс, а их последователи приводили аргументы в пользу интеллектуального развития и изучения наук, благотворно влияющее на формирование самостоятельности, эмоциональной активности, раскрытие и развитие творческого развития. В этот период, педагогическая наука опиралась на учения Т. Мора и Т. Кампанеллы. Ими были предложены идеи проведения обучения на родном языке, реализации, усвоенного теоретического материала в практической работе, а также обязательному физическому развитию, которое способствует лучшему усвоению научных знаний.
- Эпоха выделения индивидуального педагогического научного учения и его взаимосвязь с философией. Философия осталась неразрывно связана с педагогикой, так как ее исследования направлены на бытие человека и его развитие. Основными научными исследованиями того времени были труды Джона Локка и Я.А. Коменского. Коменский впервые предложил выделить педагогику в отдельное научное знание, разработал приемы построения и способы организации учебного процесса. Джон Локк уделял внимание воспитанию успешной личности, потому создал концепцию учебно-воспитательной работы, направленной на формирование светской личности, способной к плодотворной деятельности.
- Эпоха Просвещения. В этот период, преобладали идеи взаимосвязи и единства с природой. Основными направлениями педагогического учения стали работы Ж.Ж. Руссо, который считал педагогику, изучающую воспитательные процессы, происходящие в соответствии с природой человека. Он считал, что воспитание не должно мешать естественному развитию личности и акцентировал внимание на учете личностных свойств и возрастных особенностей.
Рисунок 1. Педагогика в Средние века
Современные стадии развития педагогической науки
Современный этап становления педагогического научного знания приходится на конец 19 века и продолжается в течение 20 века. Он обусловлен индустриализацией общества и прогрессивным социально-экономическим развитием. В этот период, начали складываться предпосылки для преобразования педагогики в сферу научных знаний, направленную на профессиональную подготовку будущих производственных специалистов, управляющего педагогического аппарата и решение воспитательных проблем.
Рисунок 2. Современные тенденции развития педагогической науки
Формирование педагогического научного знания происходит в три стадии:
- Формулировка общих принципов организации воспитательной работы, его закономерностей и созданы учебные технологии. Дж. Дьюи были разработаны идеи прогрессивное воспитания и обучения, осуществляющего посредством взаимодействия между педагогом и учеником. Ученым были разработаны два метода обучения: проблемный и проектный. Э. Торндайк написал работы, в которых изложил законы проведения учебного процесса и необходимости оценивать учебную деятельность, путем внедрения тестов и разработки образовательных стандартов.
- Начинает развиваться дошкольная педагогика. Идеи этого периода основывались на необходимости проведения воспитательных мероприятий в раннем возрасте, с целью благотворного влияние на развитие личности. В трудах А.С. Макаренко просматриваются идеи коллективного воспитания личности, а в работах Н.К. Крупской – воспитание идейной направленности развития личности. На этом этапе, основное внимание уделялось обязательности включения ребенка в коллектив, а затем в общество, усвоение норм общественного поведения и следование им.
- Разработка новой Концепции дошкольного воспитания. Она была принята в 1989 году и содержала информационные материалы о правах и обязанностях педагога и учащегося. В это время приоритетными направлениями в воспитании становятся нравственное, интеллектуальное и культурное. Развиваются сети дошкольных учреждений воспитания. Акцентируется внимание на квалификации и профессионализме педагога, его творческих способностях и навыках работы.