Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии


Экспрессивная и импрессивная речь в логопедии

Сущность и значение экспрессивной и импрессивной речи

Развитие сознания и мыслительных процессом тесно связано с формированием речи и языковым развитием. Смысловая и семантическая область речи является ее важнейшей стороной. Чтобы речь имела определенное смысловое содержание, фразы должны быть построены определенным способом, иметь правильную грамматическую конструкцию. Речь имеет две основные формы: экспрессивная и импрессивная.

Определение 1

Экспрессивная речь представляет собой высказывание посредством активной устной речи или письменного послания. Построение речи экспрессивным способом предполагает постановку мотива и идеи высказывания, которая проговаривается мысленно, про себя, а потом производится устное высказывание, сформированной мысли.

Экспрессивная речь является моторной т.е. она предполагает произнесение звуков речи человеком. Ее становление начинается с самого рождения.

Звуковое произношение формируется посредством прохождения следующих стадий:

  1. Крики.
  2. Гуление.
  3. Первые слоги.
  4. Лепетание.
  5. Произнесение простых слов.
  6. Развитие расширенного речевого произношения - сложных фраз и предложений.

Для того, чтобы экспрессивная речь развивалась и нормально функционировала требуется общаться с ребенком, причем общаться нормальной речью, с правильной постановкой предложений и формулировкой фраз. Ребенок копирует речь, которую он слышит и тем самым развивает свою экспрессивную речь.

Определение 2

Импрессивная речь представляет собой особую форму восприятия устной и письменной речи и ее содержания.

Восприятие и понимание речевого значения происходит посредством работы слуховых анализаторов и области в коре головного мозга, отвечающей за работу сенсорной речи.



Рисунок 1.

Импрессивная речь развивается посредством прохождения трех основных стадий:

  1. Начальное восприятие речевой информации.
  2. Преобразование полученной информации.
  3. Соотношение речевой информации с определенными семантическими категориями прошлого или персонального восприятия, полученного устного или письменного послания.

Речевые нарушения, их причины и виды

Чтобы выявить нарушения в функционировании экспрессивной и импрессивной стороны речи необходимо провести специальные исследования и проанализировать их результаты.

Эти исследования проводятся врачами-логопедами.



Рисунок 2.

Нарушение экспрессивной речи возникает из-за отклонения в развитии ребенка, полученных травм или перенесенных заболеваний. Однако, любые отклонения можно откорректировать и скоординировать посредством логопедической терапии.

Если нарушается функционирование анализаторов нервной системы, то возникают нарушения восприятия речи и форма импрессивной речи претерпевает изменения. Если верхняя височная зона повреждается, то человек перестает понимать смысл слов и фраз, которые он слышит, поскольку хранилище звуковых образов уже не действует должным образом. Это приводит к серьезным речевым патологиям.

Нарушение экспрессивной речи происходит при влиянии целого ряда факторов:

  1. Наследственность;
  2. Наличие нарушений нейропсихологического характера;
  3. Недоразвитость пространственной речи т.е. области теменного височно-затылочного стыка. Нарушения подобного рода возникают из-за дефектов в функционировании левого полушария мозга, где сосредоточены речевые центры локализации;
  4. Недоразвитость нейронных связей, сопровождающие органические нарушения областей коры головного мозга, которые отвечают за речевое функционирование;
  5. Плохое социальное воздействие. Если люди, которые окружают ребенка имееют слобо развитый уровень речевого развития, то экспрессивная речь ребенка может быть нарушена.

Помимо вышеперечисленного, на речевые отклонения оказывают влияние сопутствующие заболевания, например, нарушение работы слухового аппарата, психические отклонения, врожденные патологии артикуляционного аппарата и другие болезни. При исследовании речевых отклонений, важно учитывать все особенности развития ребенка.

Нормальное и гармоничное развитие экспрессивная речь может получить только, если ребенок может правильно копировать услышанные звуки.

В зависимости от причин, повлиявших на возникновение отклонения в развитии экспрессивной речи, формы ее нарушения могут быть разных видов. Распространенным нарушением является дизартрия. Это заболевание предполагает невозможность произнесения речевых звуков из-за языкового паралича. Довольно часто возникает проблема развития афазии – речевая работа нарушается, хотя изначально речь была сформирована и функционировала правильно. Применение речевых навыков становится невозможным, хотя слух работает нормально и нарушений в функционировании артикуляционного аппарата не наблюдается.

Основными формами нарушений экспрессивной речи являются:

  1. Афферентная форма – связана с нарушением работы постцентральных областей головного мозга. Это приводит к нарушению функционирования артикуляционного аппарата. Становится нереальным произнесение некоторых звуков и их сочетаний. Все виды устной речи нарушаются и возникают проблемы с письменной речью и чтением.
  2. Эфферентная форма – связана с повреждением в области премоторной зоны. Такие нарушения не приводят к артикуляционным сбоям, но вызывают затруднения при смене речевых единиц – звуков и слов. Отдельные звуки человек произносит легко, но при их объединение в слова и фразы возникают проблемы. Одним из видов эфферентных нарушений является телеграфный стиль речи. Глаголы не используются в речи – она базируется на существительных.
  3. Динамическая форма – связана с нарушением в работе префронтальных областей головного мозга. Продуктивная речь нарушается, а репродуктивная сохраняется. Высказать мысли, сформулировать вопрос становится сложным, хотя с произнесением предложений и дачей ответов не возникает проблем.

Экспрессивная речь может быть нарушена таким образом, что человек теряет способность к письменной речи. Это называется аграфией. Она может возникать совместно с другими речевыми дисфункциями или проявляться как самостоятельный дефект. Любые речевые отклонения поддаются корректировки. Логопедическая терапия проводится исходя из особенностей дефекта и индивидуальных свойств личностного развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :