Цели и задачи эстетического воспитания


Цели и задачи эстетического воспитания

Цели эстетического воспитания на разных ступенях образования

Общей целью эстетического воспитания в современных условиях является сохранение эстетических ценностей в образовательной среде. Социальный заказ предполагает личность интеллектуально, физически, духовно развитую, воспитанную в традициях культуры, прекрасную.

Успех в этом направлении может обеспечить деятельность и действия по законам красоты и прекрасного, в целом. Вовлечение в деятельность обучающихся позволит постичь прекрасное в жизни и в искусстве.

Этих целей необходимо стремиться достигать на каждом предмете, а особенно на уроках литературы, музыки, ИЗО, трудового обучения, эстетики.

Цели эстетического воспитания в дошкольном образовании и начальной школе

Эстетическое воспитание дошкольников основывается на развитии органов чувств и творческих способностей. Первое знакомство в ДОУ с музыкой происходит в виде музыкальных миниатюр и песенок. Дети учатся рисовать, лепить.

У младших школьников целью эстетического воспитания является формирование понимания прекрасного на основе представлений о прекрасном. Формирование восприятия на данном возрастном этапе необходимо для эмоционального переживания и оценки эстетических явлений.

Замечание 1

Конечной целью эстетического воспитания является личность с высокой эстетической культурой и способной к эстетическому освоению реальности.

Цели эстетического воспитания при среднем образовании

В среднем звене целью эстетического воспитания является достижение обучающимся понимания прекрасного и его восприятия, а также активное его переживание.

Для старшеклассников приоритетом является общение и выбор профессии. Поэтому исследования по особенностям творческих профессий является актуальным для достижения целей эстетического воспитания, ведь творческие профессии есть облик гармонично развитой личности.

К таким профессиям можно отнести следующие: композитор, писатель, поэт, художник, аниматор, зоолог. Безусловно, формирование способностей к данным вилам деятельности и успех в освоении этих профессий начинается еще в дошкольном учреждении, развивается в начальной школе, совершенствуется в среднем звене.

Цели эстетического воспитания в ВУЗе

Специфику целей эстетического воспитания молодежи определяют проблемы уровня развития студентов. Они поступают в вуз уже как сформированные личности, имеют собственные представления о мире, культуре и морали. Современные студенты интересуются современным насилием, безнравственным и бездуховным.

Поэтому успех эстетического воспитания современной молодёжи зависит от разработки результативных методик, которые учитывают индивидуально-возрастные особенности студентов. На этом возрастном этапе молодые люди крайне восприимчивы ко всем изменениям и воздействиям извне, в связи с этим важно, что именно будет влиять: китчевые идеи или шедевры мирового искусства.

В связи с тем, что в настоящее время узко-направленный специалист мало актуален, еще одной целью эстетического воспитания в современных условиях вуза является культурная, духовно-развитая личность, владеющая своей профессией на высоком уровне.

Задачи эстетического воспитания

В ДОУ

Для достижения результатов эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении возможно решение следующих задач:

  • Обучение пониманию красоты окружающей природы (с помощью прогулок, экскурсий, походов, с активным привлечением родителей);
  • Исследование цветовых сочетаний для развития зрительного восприятия красок и совершенствования собственных рисунков на основе первого знакомства с полотнами природы и изображениями животных, сказочных персонажей;
  • Развитие слухового восприятия с помощью гармоничных и дисгармоничных звуков, отличие мелодии от ритма и т.п.

В начальной школе

Задачами эстетического воспитания младших школьников можно назвать:

  1. Приобщение к ценностям национальной культуры в условиях разнообразия этнокультурной среды.
  2. Формирование нравственно-эстетического отношения к категориям добра, красоты и истины.
  3. Воспитание любви к музыке, развитие музыкального слуха, развитие творческих способностей и воспитание уважения к окружающему миру и другим нациям.
  4. Создание первоосновы для представлений и знаний, без которых не может возникнуть понимания эстетического.
  5. Развитие способностей для формирования позиции и образа жизни активного творца с помощью создания прекрасного в повседневной жизни, в труде и в искусстве. Развитие творческих способностей особенно благоприятно в этом возрасте, ведь у обучающегося активизируется воображение, усиливается развитие фантазии и творческого подхода к решению задач.
  6. Формирование эстетического отношения к реальности для ее восприятия и защиты от негативного воздействия современных явлений со стороны телевидения, улицы и т.п.

В 5-9 классах МОУ СОШ

В среднем звене для достижения целей эстетического воспитания решаются следующие задачи: обогащение художественного вкуса, обозначение эстетического идеала и переживание эстетических чувств.

Эстетический идеал является ориентиром в развитии обучающихся. Важным является воспитание чувства прекрасного в обстановке национально-культурных традиций, обычаев, обрядов и праздников.

Замечание 2

Большое значение в решении задач эстетического воспитания по восприятию прекрасного в окружающей обстановке имеют: красивые высказывания, изображения в кабинетах русского языка и литературы, точность и красота математических пропорций на стенах в кабинете математики, разнообразные изображения животных и растений в кабинете биологии и т.д.

В 10-11 классах МОУ СОШ

Для контроля степени эстетического развития личности необходима диагностика эстетической воспитанности. На данной ступени образования важно совершенствование умений различать уродливое и прекрасное.

Имеет смысл постепенно готовить обучающихся к восприятию музыкальных стилей и периодов в соответствии с интересами и музыкальными предпочтениями подростков, создавая общий фон в сочетании быстрого и медленного темпов, наподобие ритмов современных музыкальных направлений.

Раскрывать проблемы и ценности, которые художник озвучивает в своих произведениях, в том числе музыкальных. Развитие умения различать высокое искусство и фальшь, умения видеть музыку и слышать живопись. Формировать понимание синкретичности таланта.

Пример 1

Маяковский совмещал: искусство декламации, ритмики, мелодичности стиха и художественное воплощение в виде иллюстраций «Окон РОСТа».

Пробуждать в душе будущих выпускников волнение от восприятия и, возможно, созидания прекрасного в живописи, музыке, стихах, с адекватностью понимания эстетики красоты и эстетики безобразного (Квазимодо в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери»).

В ВУЗе

Задачами эстетического воспитания в ВУЗе являются:

  • Развитие способностей к восприятию различного вида искусств,
  • Влияние на эстетическое сознание студентов для его совершенствования,
  • Стремление к гармонизации во взаимоотношениях,
  • Создание условий для творческой самореализации обучающихся в духовной, эстетической, художественных сферах.

Таким образом, цели и задачи эстетического воспитания на каждой ступени образования варьируются в соответствии с индивидуально-возрастными параметрами обучающихся в рамках новой Концепции образования и деятельностного подхода.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :