Общей целью эстетического воспитания в современных условиях является сохранение эстетических ценностей в образовательной среде. Социальный заказ предполагает личность интеллектуально, физически, духовно развитую, воспитанную в традициях культуры, прекрасную.
Успех в этом направлении может обеспечить деятельность и действия по законам красоты и прекрасного, в целом. Вовлечение в деятельность обучающихся позволит постичь прекрасное в жизни и в искусстве.
Этих целей необходимо стремиться достигать на каждом предмете, а особенно на уроках литературы, музыки, ИЗО, трудового обучения, эстетики.
Эстетическое воспитание дошкольников основывается на развитии органов чувств и творческих способностей. Первое знакомство в ДОУ с музыкой происходит в виде музыкальных миниатюр и песенок. Дети учатся рисовать, лепить.
У младших школьников целью эстетического воспитания является формирование понимания прекрасного на основе представлений о прекрасном. Формирование восприятия на данном возрастном этапе необходимо для эмоционального переживания и оценки эстетических явлений.
Конечной целью эстетического воспитания является личность с высокой эстетической культурой и способной к эстетическому освоению реальности.
В среднем звене целью эстетического воспитания является достижение обучающимся понимания прекрасного и его восприятия, а также активное его переживание.
Для старшеклассников приоритетом является общение и выбор профессии. Поэтому исследования по особенностям творческих профессий является актуальным для достижения целей эстетического воспитания, ведь творческие профессии есть облик гармонично развитой личности.
К таким профессиям можно отнести следующие: композитор, писатель, поэт, художник, аниматор, зоолог. Безусловно, формирование способностей к данным вилам деятельности и успех в освоении этих профессий начинается еще в дошкольном учреждении, развивается в начальной школе, совершенствуется в среднем звене.
Специфику целей эстетического воспитания молодежи определяют проблемы уровня развития студентов. Они поступают в вуз уже как сформированные личности, имеют собственные представления о мире, культуре и морали. Современные студенты интересуются современным насилием, безнравственным и бездуховным.
Поэтому успех эстетического воспитания современной молодёжи зависит от разработки результативных методик, которые учитывают индивидуально-возрастные особенности студентов. На этом возрастном этапе молодые люди крайне восприимчивы ко всем изменениям и воздействиям извне, в связи с этим важно, что именно будет влиять: китчевые идеи или шедевры мирового искусства.
В связи с тем, что в настоящее время узко-направленный специалист мало актуален, еще одной целью эстетического воспитания в современных условиях вуза является культурная, духовно-развитая личность, владеющая своей профессией на высоком уровне.
В ДОУ
Для достижения результатов эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении возможно решение следующих задач:
В начальной школе
Задачами эстетического воспитания младших школьников можно назвать:
В 5-9 классах МОУ СОШ
В среднем звене для достижения целей эстетического воспитания решаются следующие задачи: обогащение художественного вкуса, обозначение эстетического идеала и переживание эстетических чувств.
Эстетический идеал является ориентиром в развитии обучающихся. Важным является воспитание чувства прекрасного в обстановке национально-культурных традиций, обычаев, обрядов и праздников.
Большое значение в решении задач эстетического воспитания по восприятию прекрасного в окружающей обстановке имеют: красивые высказывания, изображения в кабинетах русского языка и литературы, точность и красота математических пропорций на стенах в кабинете математики, разнообразные изображения животных и растений в кабинете биологии и т.д.
В 10-11 классах МОУ СОШ
Для контроля степени эстетического развития личности необходима диагностика эстетической воспитанности. На данной ступени образования важно совершенствование умений различать уродливое и прекрасное.
Имеет смысл постепенно готовить обучающихся к восприятию музыкальных стилей и периодов в соответствии с интересами и музыкальными предпочтениями подростков, создавая общий фон в сочетании быстрого и медленного темпов, наподобие ритмов современных музыкальных направлений.
Раскрывать проблемы и ценности, которые художник озвучивает в своих произведениях, в том числе музыкальных. Развитие умения различать высокое искусство и фальшь, умения видеть музыку и слышать живопись. Формировать понимание синкретичности таланта.
Маяковский совмещал: искусство декламации, ритмики, мелодичности стиха и художественное воплощение в виде иллюстраций «Окон РОСТа».
Пробуждать в душе будущих выпускников волнение от восприятия и, возможно, созидания прекрасного в живописи, музыке, стихах, с адекватностью понимания эстетики красоты и эстетики безобразного (Квазимодо в романе В. Гюго «Собор Парижской богоматери»).
В ВУЗе
Задачами эстетического воспитания в ВУЗе являются:
Таким образом, цели и задачи эстетического воспитания на каждой ступени образования варьируются в соответствии с индивидуально-возрастными параметрами обучающихся в рамках новой Концепции образования и деятельностного подхода.