Факторы развития педагогики


Факторы развития педагогики

Определение 1

Педагогика представляет собой науку о воспитании и образовании. Она занимается исследованием путей организации учебно-воспитательного процесса, методов и приемов, применяемых в этом процессе. Педагогика – это научные знания о сущности, закономерностях, методах, приемах обучения и воспитания.

Содержанием педагогики является единый педагогический процесс направленного развития и личностного формирования в процессе воспитания.

Педагогика как научное знание выполняет следующие задачи:

  • Исследует закономерности обучения и воспитания;
  • Изучает практические стороны педагогической работы;
  • Разрабатывает новые методы, приемы, способы, средства организации учебно-воспитательного процесса, соответствующие общественному устройству и развитию;
  • Планирует и прогнозирует функционирование образовательной системы;
  • Занимается научно-исследовательскими разработками и внедряет их в практическую работу.

Педагогика развивалась на базе исторического опыта воспитательных мероприятий, философских теорий, психологических исследований, данных экспериментальных исследований, мирового практического опыта воспитания и обучения.

Педагогика имеет длительный путь становления и развития. Первоначально, теоретические концепции педагогики существовали в рамках других наук и лишь, потом были обобщены и выделены в самостоятельное научное знание.

Развитие педагогической мысли проходило под влиянием двух групп факторов:

  1. Преобразований внутри самой науки, изменение ее теорий и утверждений.
  2. Общественных преобразований.

Развитие педагогики под влиянием внутренних преобразований

В основе развития педагогики лежат методологические положения. К основным из них относятся:

  1. Педагогика рассматривает процесс личностного развития как социально-детерминированный. Педагогическая теория развивается и совершенствуется при изменении общественных условий и потребностей.
  2. Источники личностного развития находятся вне личности. Человек может сформироваться как личность только в социуме и под его влиянием.
  3. Научная педагогика рассматривает успешное развитие личности как результат собственных стремлений и стараний. Учебно-воспитательная деятельность должна строиться так, чтобы создавать стимулы для личностного развития.
  4. Учитывается генетический фактор в развитии личности. Для раскрытия природных задатков необходимо правильно организованная учебная и воспитательная среда.
  5. Непрерывное развитие и совершенствование воспитательного процесса.

Педагогическая наука развивалась под влиянием других научных знаний. Ею используются некоторые идеи, положения и убеждения других наук, а также их методов исследования.

Для разработки воспитательных методик педагогика опирается на философию. В этой науки расписано влияние бытия, общественных условий на развитие сознания личности.

Логика и психология применяются педагогикой для разработки познавательных процессов. Физиологические теории помогают в научном обосновании основ развития практических способностей и норм поведения, раскрытия творческих задатков и физической активности.

Для развития теорий нравственного воспитания применяются концепции этической науки, а эстетические теории помогают в вопросах художественного развития, вкусовых предпочтений, любви к прекрасному.

Педагогика использует методологию других наук, опирается на нее и частично применяет ее концепции. Широкое распространение в педагогической науке получило применение методических положений социологии, физиологии, психологии.

Положения различных наук, занимающихся изучением человека, строением его организма и психологическими характеристиками применяются в педагогики и помогают ей исследовать сущность и закономерности личностного развития более подробно и глубоко. Эта связь является двусторонней. Педагогические теории также используются в развитии других научных теорий.

Развитие педагогики под влиянием общественных изменений

Общественное развитие, экономический прогресс, смена общественного строя и организации обуславливают потребность в развитии педагогики как науки. Любой раздел знаний оформляется в научную теории только при потребности общества в этом. Общественные потребности определяют и функциональную роль научного знания.

Замечание 1

Потребность общества в формировании подрастающего поколения, готового к жизни в социуме, способного трудиться и следовать его правилам стало ведущим фактором развития педагогики.

На конкретном этапе развития человеческого общества, а именно на завершающем этапе существования рабовладельческого строя, когда производство и наука получили широкое распространение и развитие, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. появляются специализированные воспитательные заведения, появляются первые педагогики, осуществляющие профессиональную учебно-воспитательную работу. Школы появились в Египте, Древней Греции, на Дальнем Востоке. В этих же странах, стали зарождать первые педагогические учения.

Формируясь в научное учение, педагогика находилась под влиянием общества и отвечала его потребностям. Это обусловило воздействие субъективных факторов на развитие педагогики. Главным субъективным фактором является идеология и политика общества. В процессе воспитания, происходит формирование таких качеств личности, которые отвечают требованиям государства и общества: моральных принципов и нравственных норм, законопослушание, долг, честь. Идеология и политика правящего класса воздействуют и влияют на организацию воспитательного процесса, образовательную сферу и соответственного на формирование педагогических концепций и становление педагогической науки. Общественная идеология влияет на цели воспитания, его предмет, приемы и средства.

Экономическое развитие общества, производственный прогресс приводят к потребностям новых специалистов. В этой связи происходит изменение педагогических концепций. Начинается поиск новых путей развития науки, воспитательных и образовательных мероприятий, которые помогут достижению целей общественного развития и экономического прогресса. Особенно это актуально в современном мире, в эпоху развития информационных технологий.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :