Среда как фактор развития личности


Среда как фактор развития личности

Понятие среды

Понятие среды имеет много значений, но в контексте педагогики следует рассматривать естественную среду, географическую, социальную, домашнюю.

Определение 1

Среда в широком смысле – это внешние условия развития (климат, страна и т.д.). Сюда могут входить также общественное устройство государства, а также условия, созданные для развития детей, а также культура.

Среда в узком смысле - это непосредственное предметное окружение.

Педагог В.А. Петровский ввел в научную педагогику понятие "развивающая среда", понимая при этом не только предметное наполнение. Она также должна быть определенным образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.

Макросреда или естественная среда. Здесь имеется ввиду то что окружает нас, все космическое пространство. Есть течения науки, которые считают, что на ребенка оказывает влияние космоса, действия магнитных бурь или смены фаз Луны и прочее.

Географическая среда – это территориальный ландшафт с определенной географической широтой и долготой, своим рельефом, климатом, с особенностями растительного и животного мира и прочее. Конечно, есть определенное влияние места, где рождается ребенок, растет и развивается.

Определение 2

Социальная среда – это общественные отношения, которые определяют влияние доминирующих ценностей и идей. Сюда можно отнести влияние культуры, традиций на формирование личности ребенка.

Домашняя среда – это та среда, которая оказывает наибольшее влияние на развитие человека, это отдельный целый мир, состоящий из предметов быта, семьи и т.д. Домашняя среда может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, все зависит от условий. Также некоторые педагоги-психологи, считают, что отдельное влияние оказывает микросреда. К микросреде относятся особенности самого жилья, а также микроволны, вибрации, геометрические формы квартиры, высота этажа, дизайн стен, мебель и т.д.

Влияние среды на развитие человека

Все же, когда мы говорим о влиянии среды, то подразумеваем социальную среду, т.е. основанную на экономических, политических условиях, которые свойственны определенной общественной формации.

К основным социальным процессам, которые оказывают большее влияние на развитие человека можно отнести в первую очередь условия жизни, а также ее смена (например, миграция или урбанизация).

Также нельзя не заметить влияние социальных институтов на развитие личности ребенка. Основные и наиболее влиятельные институты: семья, как главная ячейка общества, учебный и воспитательные учреждения, которые охватывают все звенья системы образования, внешкольный и культурно-просветительские учреждения, а также СМИ.

Благодаря среде происходит важное развитие человека это его социализация.

Определение 3

Социализация - это процесс усвоения человеком определенных систем знаний, ценностей и норм, которые позволяют ему функционировать как полноправный член общества.

Главное в процессе социализации это факторы, т.е. обстоятельства которые и побуждают человека к активной деятельности. Факторы социализации делятся на макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы.

  1. К макрофакторам можно отнести все сферы и жизненные интересы всего человечества. Сюда включены экологические, экономические, демографические проблемы.
  2. К мезофакторам относятся условия социализации больших группа, которые выделяются по национальному признаку, по месту и типу населения, по принадлежности к аудитории СМИ.
  3. К микрофакторам относится влияние социальных групп близких к ребенку. Это в первую очередь семья, друзья и сверстники, организации учебно-воспитательного направления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :