Воспитание как фактор развития личности


Воспитание как фактор развития личности

Понятие воспитания

Определение 1

Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс по формированию личности.

В педагогической науке понятие воспитания понимается в узком и широком социальном, а также педагогическом смысле. В широком социальном смысле под воспитанием понимается процесс передачи накопленного опыта от старших к младшим. Здесь опыт это знания известные людям, умения, способы мышления, этические, нравственные и этические нормы т.е. духовное наследстве созданное в процессе развития общества.

В узком смысле (социальном) воспитание – это направленное воздействие на личность со стороны общества, и его институтов с целью формирования определенных знаний, ценностей, взглядов, убеждений и прочее.

Далее рассмотрим воспитание в педагогическом смысле. В широком смысле под воспитание принято понимать специальное организованное, управляемое и целенаправленное воздействие коллектива, воспитателя на воспитуемого, для того чтобы сформировать у последнего определенных качеств, которое происходит в учебных учреждениях и охватывает весь учебно-воспитательный процесс. А в узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленная на решение определенные воспитательные задачи.

Основные принципы, закономерности, методы воспитания

Определение 2

Принципы – это общие положения, которые требуют последовательности действий при разных условиях и обстоятельствах.

Существует так называемый союз трех принципов воспитания, который придает три абсолютно сочетаемые характеристики:

  • диалогическая,
  • философская,
  • этическая.

Итак, первый принцип это принцип тесно связанный с целью воспитания и зависящий от природы воспитательного процесса, т.е. ориентация на ценностные отношения. Второй принцип – это принцип субъективности, т.е. педагог максимально помогает развитию способностей учащихся. И третий принцип – это принцип согласованности социальных норм, правил и противопоставление автономности личности ребенка.

Следующее что стоит понимать о воспитании как факторе развития личности это закономерности воспитания.

Определение 3

Педагогические закономерности воспитания – адекватное отражения действительности воспитательного процесса, который обладает общими и устойчивыми свойствами при конкретных обстоятельствах.

Выделяют следующие закономерности воспитания:

  • Воспитание как формирование в личности новообразований, которые совершаются путем активности личности.
  • Содержание деятельности ребенка в процессе воспитания определяется на момент развития, его особыми потребностями.
  • Соблюдение правильно соотношения усилий ребенка и педагога в совместной деятельности.
  • Деятельность должна быть сопровождена ситуацией успеха, которая должна сопровождать любого ребенка.
Определение 4

Методы воспитания – это пути влияния на поведение и сознание школьника в решении педагогических задача совместной деятельности.

Методы воспитания реализуются с помощью деятельности педагога, а средства (книги например) могут повлиять и вне деятельности. Методы воспитания обширны и множественны, и использование отдельных методов без системы которая может быть применима на практике практически не возможно.

Наиболее распространенная классификация методов разделяет их по источникам передачи содержания: словестные, практические, наглядные. Это наиболее самая доступная классификация, которая широко применяется на практике.

Есть еще одна распространенная классификация, которая построена на основе простейшей структуре личности: метод формирования сознания, поведения, чувств и отношений.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :