Воспитание – это организованный и целенаправленный процесс по формированию личности.
В педагогической науке понятие воспитания понимается в узком и широком социальном, а также педагогическом смысле. В широком социальном смысле под воспитанием понимается процесс передачи накопленного опыта от старших к младшим. Здесь опыт это знания известные людям, умения, способы мышления, этические, нравственные и этические нормы т.е. духовное наследстве созданное в процессе развития общества.
В узком смысле (социальном) воспитание – это направленное воздействие на личность со стороны общества, и его институтов с целью формирования определенных знаний, ценностей, взглядов, убеждений и прочее.
Далее рассмотрим воспитание в педагогическом смысле. В широком смысле под воспитание принято понимать специальное организованное, управляемое и целенаправленное воздействие коллектива, воспитателя на воспитуемого, для того чтобы сформировать у последнего определенных качеств, которое происходит в учебных учреждениях и охватывает весь учебно-воспитательный процесс. А в узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленная на решение определенные воспитательные задачи.
Принципы – это общие положения, которые требуют последовательности действий при разных условиях и обстоятельствах.
Существует так называемый союз трех принципов воспитания, который придает три абсолютно сочетаемые характеристики:
Итак, первый принцип это принцип тесно связанный с целью воспитания и зависящий от природы воспитательного процесса, т.е. ориентация на ценностные отношения. Второй принцип – это принцип субъективности, т.е. педагог максимально помогает развитию способностей учащихся. И третий принцип – это принцип согласованности социальных норм, правил и противопоставление автономности личности ребенка.
Следующее что стоит понимать о воспитании как факторе развития личности это закономерности воспитания.
Педагогические закономерности воспитания – адекватное отражения действительности воспитательного процесса, который обладает общими и устойчивыми свойствами при конкретных обстоятельствах.
Выделяют следующие закономерности воспитания:
Методы воспитания – это пути влияния на поведение и сознание школьника в решении педагогических задача совместной деятельности.
Методы воспитания реализуются с помощью деятельности педагога, а средства (книги например) могут повлиять и вне деятельности. Методы воспитания обширны и множественны, и использование отдельных методов без системы которая может быть применима на практике практически не возможно.
Наиболее распространенная классификация методов разделяет их по источникам передачи содержания: словестные, практические, наглядные. Это наиболее самая доступная классификация, которая широко применяется на практике.
Есть еще одна распространенная классификация, которая построена на основе простейшей структуре личности: метод формирования сознания, поведения, чувств и отношений.