Факторы гендерного воспитания


Факторы гендерного воспитания

Развитие подростков и гендерное воспитание

Определение 1

Гендерное воспитание охватывает вопросы построения оптимальной системы привития определенных нравственных качеств, наиболее ярко отражаемых в подростковом возрасте при более глубоком осознании своей гендерной роли.

Подростковый возраст охватывает период от 11-12 до 14-15 лет и составляет среднюю возрастную группу физиологических особенностей учащихся – переходный период от детства к юности. Он связан с важными и резкими изменениями в физическом и психическом развитии организма, с формированием новых особенностей, которые образуют сложное и противоречивое психологическое лицо подростка как гендера.

В связи с бурным развитием организма и ощутимым приливом сил у подростка возникает стремление к большей самостоятельности в работе, действиях. Противоречие между физическим развитием ребенка, который считает себя уже взрослым, и его настоящим положением толкает его на борьбу с непонятными для него запретами и ограничениями со стороны взрослых. Это нередко вызывает упрямство, наглость и нарочитую, показную грубость. На этом возрастном этапе ученик становится особенно уязвимым.

В физическом развитии подростков наблюдается увеличение роста, веса, физической силы. Усиленный рост конечностей и увеличение мышечной силы опережают перестройку двигательной системы, что сказывается на физической конституции подростка. Поэтому подросток обнаруживает неуверенность в своих движениях, действиях.

В начале подросткового периода организм усиленно растет в длину (у девочек этот период начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков). Одновременно усиленно идет процесс окостенения скелета. С 13-14 лет у подростков усиливается развитие грудной клетки, скелета, увеличивается жизненная сила легких. Значительно возрастает мышечная сила. Объем сердца увеличивается примерно вдвое, тогда как ширина артерий почти не меняется. В результате повышается кровяное давление, нередко сопровождается усиленным сердцебиением и – при недостаточном пребывании на свежем воздухе – головной болью.

Существенные изменения наблюдаются и в центральной нервной системе. Продолжается дальнейшее развитие головного мозга. Хотя масса его увеличивается ненамного, но ускоряются процессы дифференциации, сложнее становится внутреннее строение, особенно строение коры – более интенсивно работают высшие отделы мозга, усиленно растут лобные доли, совершенствуются нервные клетки. Вместе с тем развиваются новые ассоциативные пути, обогащаются нервные связи, растет регулирующая роль коры больших полушарий в выявлении инстинктивных и низших эмоциональных реакций.

Важную роль в физиологическом развитии подростка играет начало полового созревания, которое связано с глубокой перестройкой эндокринной системы и важнейших функций организма, в частности с развитием желез внутренней секреции, что также влияет на гендерную идентификацию школьника. У девочек примерно с одиннадцати, а у мальчиков с двенадцати лет интенсивно развиваются функции половых желез, сопровождающееся появлением вторичных половых признаков, созреванием половых клеток. Половое созревание влияет как на состояние организма и деятельность органов и систем, так и на психическую жизнь подростка.

По своей психологической характеристике подростковый возраст неоднороден: он включает стадию, предшествующую половому созреванию, и стадию полового созревания. Каждая из этих стадий имеет свои особенности.

Особенности периода полового развития

Особенности периода полового развития, связанного с гендерной самоидентификацией, требуют от учителя внимательного, умелого подхода к подростку, тактичного, чуткого отношения.

Замечание 1

Важную роль в этом возрасте играют процессы полового развития. У отдельных учеников половое развитие в подростковом возрасте запаздывает, оно проходит интенсивно уже в период более старшего возраста. Задержка полового созревания в значительной степени сказывается на физиологическом и психическом состоянии ученика, его поведении. Такие ученики нуждаются в особенно внимательном педагогическом подходе.

Количественные и качественные изменения в физическом развитии учащихся старшего школьного возраста характеризует особенности их физиологической и нервно-психической деятельности.

Характерной особенностью подросткового возраста является развитие сознания. Качественные изменения в познавательной деятельности ребенка проявляются в формировании широких представлений и понятий, в умении глубже анализировать и обобщать явления, факты действительности, применять полученные знания на практике. В этом возрасте формируются взгляды и убеждения, повышается уровень самокритичности, возникает стремление к самовоспитанию. Расширение круга знаний, умений и трудовых навыков обогащает жизненный, трудовой опыт ребенка. Вместе с тем возникают новые потребности, развиваются и углубляются познавательные, общественно-политические интересы, трудовые стремления, что нельзя не учитывать при организации гендерного воспитания.

У подростков начинают закрепляться определенные черты характера:

  • расширяются и обогащаются интересы,
  • развивается инициативность,
  • появляется стремление к самостоятельности,
  • возникает желание показать свою взрослость.

Психическое развитие в подростковом возрасте связано с усилением учебной и трудовой деятельности, с новыми, более высокими требованиями школы по приобретению знаний. Под влиянием обучения и общественно полезной трудовой деятельности происходят значительные сдвиги в развитии мыслительной деятельности подростка.

Требования к гендерному воспитанию

Гендерное воспитание требует правильного направления физического, трудового, нравственного, эстетического развития детей. Важной предпосылкой полового воспитания является создание здорового бытового окружения, трудовой атмосферы, здоровых нравственных отношений в семье, среди друзей, правильных взглядов на гендерный развитие.

В период полового созревания особую роль играет образовательная работа: ознакомление молодежи с вопросом физиологии и гигиены переходного возраста, организация умственного и физического труда ученика, физического развития и тому подобное.

Замечание 2

Кроме бесед, которые связаны с физиологией, учителя организуют еще беседы на этические темы: о дружбе, любви, о девичьей чести, об отношении к девушке, женщине и др. Хорошо, когда такие беседы проводятся в непринужденной обстановке, иногда с небольшими группами учеников, отдельно с девушками и парнями или в форме индивидуальной, интимной беседы.

Необходимо, чтобы юноши и девушки понимали, что легкомысленное отношение к любви часто наносит большой вред, тяжелые моральные травмы. Надо воспитывать у юношей и девушек сознательное, серьезное отношение к любви, личной жизни, будущей семейной жизни. Особенно внимательно должны отнестись родители к формированию у детей прочных нравственных устоев, помочь разобраться в том, что можно делать и чего не следует, правильно понимать нормы взаимоотношений. Ведь научить любить, научить познавать любовь, научить быть счастливым, это, как говорил А. С. Макаренко, значит научить азам человеческого достоинства.

Семья в тесном сотрудничестве со школой, всеми средствами способствует правильному гендерному воспитанию как важной составной части многогранного процесса формирования моральных качеств учащейся молодежи.

Отсутствие у родителей педагогической культуры или ее недостаточный уровень приводит к тому, что семейное воспитание осуществляется «вслепую», что негативно влияет на ребенка.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :