Факторы воспитания ценности


Факторы воспитания ценности

Понятие ценности

Ценности составляют существенную часть духовности человека. Хоть бытовое употребление слова «ценности» больше ориентирует на мир драгоценностей, однако, как философское понятие, ценность скорее указывает на сферу духовности при определенном сохранении и предыдущего аспекта.

Современный российский автор Д. А. Леонтьев, тоже уходя от тех смыслов, которые подсказывает сама речь, указал на два возможных направления трактовки «ценности»:

  • Во-первых, ценность может употребляться в смысле принадлежности такого качества (ценности) каким-то предметам, и тогда здесь уместно будет употреблять выражение «значимость», что служит истоком существования ценностных суждений, которые опираются на оценку предметов с точки зрения указанного качества.
  • Во-вторых, ценность может употребляться в смысле, согласно которому сами объекты являются ценностями.
Замечание 1

Согласно первому варианту понятие ценности не содержит ничего нового по сравнении с понятиями потребностей и интересов, а по второму – оно отражает некую особую реальность, которую можно вывести из потребностей (например, нормы, смысл жизни и тому подобное).

Этот же автор указывает на три формы, в которых существуют ценности:

  • общественные идеалы,
  • предметно-воплощенные ценности,
  • личностные ценности.

Д. А. Леонтьев,

Рисунок 1. Д. А. Леонтьев,

Надо обратить внимание на то, что ценностное отношение к миру отличается от производственно-практического и научно-познавательного. В последнем случае преобладает объективистский подход, субъект стремиться изучить объект таким, каким он есть сам по себе. В случае же ценностного подхода человек рассматривает явление НЕ каким оно является само по себе, а каким оно является для человека, и таким образом ценность связана с оценкой.

Понятие ценности может употребляться также для обозначения тех составляющих духовности, которые отражают специфическое отношение людей к природным, социальным и духовным явлениям с точки зрения их значимости. В этом смысле «ценности» являются благоустроенным духовным комплексом, который мотивирует деятельность людей, определяет стратегию их жизни.

## Роль ценностей в воспитании человека

В процессе социализации (воспитания и образования) в каждой личности формируется система ценностных представлений. Такая система может быть в основном фрагментарной, а может быть и цельной, ориентированной на какие-то важные, фундаментальные ценности. На основе ценностных представлен складываются ценностные ориентации личности. Они являются сплавом рационального и эмоционального и регулируют деятельность человека (задают ее вектор) в наиболее значимых ситуациях. В системе ценностных ориентаций проявляется отношение человека к целям жизни и средствам их достижения.

Определение 1

Индивидуальная система ценностных ориентаций человека –важнейшая подсистема личности. Она создается и закрепляется всем жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний, произрастающих из взаимодействия с окружающим миром.

Ценности принадлежат не только сознанию: в них много интуитивного, подсознательного.

Ценности бывают разного уровня:

  • Норма – насущная ценность, составляющая условий ежедневного существования личности;
  • Идеал – конструкция желаемых ценностей, вероятность осуществления которых невелика.

Значимость для человека системы жизненных ценностей обусловлена тем, что, во-первых, ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и главных мотивов жизнедеятельности.

Воспитание нравственной культуры личности является не просто привитием человеку определенных норм и правил поведения, а настоящим приобщением личности к общекультурной целостности на основе внутренне духовного, творчески-волевого стремления самореализации в рамках определенной культурно-исторической традиции с внедрением общественно-инновационных изменений в собственном окружении, а ныне – и в глобально-цивилизационной среде. Воспитание нравственной культуры является единственным путем к установлению культурно-коммуникативного единства. Важным фактором межчеловеческих взаимодействия является взаимопонимание как базовое требование и обязательное условие общения людей.

Категории ценностей

Но говоря о взаимосвязи жизненных целей и ценностей надо отметить, что это все-таки разные понятия: цель – осознанное предвидения результата, «то, ради чего», ценность же побуждает человека стремиться обладать чем-либо, то есть ставит перед собой определенную цель.

Во-вторых, жизненные ценности определяют моральные устои и принципы поведения, формируют преемственность поведения.

В-третьих, они обеспечивают устойчивость личности, определяют направление ее потребностей и интересов. Целостность и устойчивость личности определяют ее зрелость.

Определение 2

Высшие ценностные категории – это то, что дает возможность человеку противостоять как внешнему миру, так и напору его личностных интересов и склонностей. Иными словами, высшие ценности – это то, что делает индивида личностью – автономной, умной, самосознательной.

Когда говорят о градации высших ценностей, то главной категорией ставят категорию Добра. Оно является как бы стержневой этической ценностью, высшим проявлением нравственности, собственно говоря, мерилом человеческой жизни. Сущность добра характеризуется толерантностью и диалогическим взаимодействием с другими, с различными культурами, народами, мировоззренческими позициями. Добро органично взаимосвязано с Любовью к человеку, с восприятием его как высшей ценности, признанием уникальности и неповторимости его микромира.

Второй по значимости категорией высших ценностей является воля. Человеку необходимо учиться жить свободным, быть независимым, уметь защищать свое право на выбор, свою личностную позицию и волеизъявления, но вместе с тем учиться ответственности и организованности, уважать права на свободу другого, потому что свобода – это НЕ анархия и вседозволенность.

Любовь к человеку – это одна из форм преодоления отчуждения между людьми, это вершина гуманного отношения к человеку. Любовь – это забота о человеке, умение не унизить его жалостью, а поддержать его человеческое достоинство уважением и пониманием. Еще одной главной ценностью является жизнь. Право человека на жизнь – святое право.

Главный критерий сформированности высших жизненных ценностей – гуманное поведение человека, ценностное отношение к окружающим.

Основные гражданские и национальные ценности – это понимание и использование своих гражданских прав, добросовестное выполнение гражданских обязанностей, ответственность за сохранение духовного, материального, культурного достояния нашего государства.

Семья – главный фактор формирования личности, центр, обеспечивающий ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Именно здесь закладываются основы будущего работника, гражданина и семьянина.

Таким образом, категории добра, долга, совести, справедливости, достоинства, счастья, любви относятся больше к личностным нравственным ценностям, но в современных условиях они отражают новые явления нашей жизни, требуют нового переосмысления. Речь идет о новом состоянии сознания, гуманистического сознания, способного на новом качественном уровне осмыслить действительность, найти новые ресурсы выживания и развития.

Обобщение данных предоставляет возможность раскрыть нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование устойчивых моральных качеств, развитию нравственного чувства и навыков нравственного поведения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :