Ценности составляют существенную часть духовности человека. Хоть бытовое употребление слова «ценности» больше ориентирует на мир драгоценностей, однако, как философское понятие, ценность скорее указывает на сферу духовности при определенном сохранении и предыдущего аспекта.
Современный российский автор Д. А. Леонтьев, тоже уходя от тех смыслов, которые подсказывает сама речь, указал на два возможных направления трактовки «ценности»:
Согласно первому варианту понятие ценности не содержит ничего нового по сравнении с понятиями потребностей и интересов, а по второму – оно отражает некую особую реальность, которую можно вывести из потребностей (например, нормы, смысл жизни и тому подобное).
Этот же автор указывает на три формы, в которых существуют ценности:
Рисунок 1. Д. А. Леонтьев,
Надо обратить внимание на то, что ценностное отношение к миру отличается от производственно-практического и научно-познавательного. В последнем случае преобладает объективистский подход, субъект стремиться изучить объект таким, каким он есть сам по себе. В случае же ценностного подхода человек рассматривает явление НЕ каким оно является само по себе, а каким оно является для человека, и таким образом ценность связана с оценкой.
Понятие ценности может употребляться также для обозначения тех составляющих духовности, которые отражают специфическое отношение людей к природным, социальным и духовным явлениям с точки зрения их значимости. В этом смысле «ценности» являются благоустроенным духовным комплексом, который мотивирует деятельность людей, определяет стратегию их жизни.
## Роль ценностей в воспитании человека
В процессе социализации (воспитания и образования) в каждой личности формируется система ценностных представлений. Такая система может быть в основном фрагментарной, а может быть и цельной, ориентированной на какие-то важные, фундаментальные ценности. На основе ценностных представлен складываются ценностные ориентации личности. Они являются сплавом рационального и эмоционального и регулируют деятельность человека (задают ее вектор) в наиболее значимых ситуациях. В системе ценностных ориентаций проявляется отношение человека к целям жизни и средствам их достижения.
Индивидуальная система ценностных ориентаций человека –важнейшая подсистема личности. Она создается и закрепляется всем жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний, произрастающих из взаимодействия с окружающим миром.
Ценности принадлежат не только сознанию: в них много интуитивного, подсознательного.
Ценности бывают разного уровня:
Значимость для человека системы жизненных ценностей обусловлена тем, что, во-первых, ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и главных мотивов жизнедеятельности.
Воспитание нравственной культуры личности является не просто привитием человеку определенных норм и правил поведения, а настоящим приобщением личности к общекультурной целостности на основе внутренне духовного, творчески-волевого стремления самореализации в рамках определенной культурно-исторической традиции с внедрением общественно-инновационных изменений в собственном окружении, а ныне – и в глобально-цивилизационной среде. Воспитание нравственной культуры является единственным путем к установлению культурно-коммуникативного единства. Важным фактором межчеловеческих взаимодействия является взаимопонимание как базовое требование и обязательное условие общения людей.
Но говоря о взаимосвязи жизненных целей и ценностей надо отметить, что это все-таки разные понятия: цель – осознанное предвидения результата, «то, ради чего», ценность же побуждает человека стремиться обладать чем-либо, то есть ставит перед собой определенную цель.
Во-вторых, жизненные ценности определяют моральные устои и принципы поведения, формируют преемственность поведения.
В-третьих, они обеспечивают устойчивость личности, определяют направление ее потребностей и интересов. Целостность и устойчивость личности определяют ее зрелость.
Высшие ценностные категории – это то, что дает возможность человеку противостоять как внешнему миру, так и напору его личностных интересов и склонностей. Иными словами, высшие ценности – это то, что делает индивида личностью – автономной, умной, самосознательной.
Когда говорят о градации высших ценностей, то главной категорией ставят категорию Добра. Оно является как бы стержневой этической ценностью, высшим проявлением нравственности, собственно говоря, мерилом человеческой жизни. Сущность добра характеризуется толерантностью и диалогическим взаимодействием с другими, с различными культурами, народами, мировоззренческими позициями. Добро органично взаимосвязано с Любовью к человеку, с восприятием его как высшей ценности, признанием уникальности и неповторимости его микромира.
Второй по значимости категорией высших ценностей является воля. Человеку необходимо учиться жить свободным, быть независимым, уметь защищать свое право на выбор, свою личностную позицию и волеизъявления, но вместе с тем учиться ответственности и организованности, уважать права на свободу другого, потому что свобода – это НЕ анархия и вседозволенность.
Любовь к человеку – это одна из форм преодоления отчуждения между людьми, это вершина гуманного отношения к человеку. Любовь – это забота о человеке, умение не унизить его жалостью, а поддержать его человеческое достоинство уважением и пониманием. Еще одной главной ценностью является жизнь. Право человека на жизнь – святое право.
Главный критерий сформированности высших жизненных ценностей – гуманное поведение человека, ценностное отношение к окружающим.
Основные гражданские и национальные ценности – это понимание и использование своих гражданских прав, добросовестное выполнение гражданских обязанностей, ответственность за сохранение духовного, материального, культурного достояния нашего государства.
Семья – главный фактор формирования личности, центр, обеспечивающий ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Именно здесь закладываются основы будущего работника, гражданина и семьянина.
Таким образом, категории добра, долга, совести, справедливости, достоинства, счастья, любви относятся больше к личностным нравственным ценностям, но в современных условиях они отражают новые явления нашей жизни, требуют нового переосмысления. Речь идет о новом состоянии сознания, гуманистического сознания, способного на новом качественном уровне осмыслить действительность, найти новые ресурсы выживания и развития.
Обобщение данных предоставляет возможность раскрыть нравственное воспитание как процесс усвоения нравственных ценностей и идеалов, овладение нравственной культурой, формирование устойчивых моральных качеств, развитию нравственного чувства и навыков нравственного поведения.