Факторы воспитания и развития личности


Факторы воспитания и развития личности

Формируют личность разные детерминанты:

  • внешние,
  • внутренние,
  • социальные,
  • биологические.

Внутренние детерминанты включают личную активность индивида, его противоречия, интересы, реализующиеся в самовоспитании, в трудовом процессе и общении. Внешние детерминанты состоят из природной и социальной среды, воспитательной деятельности в узкой и широкой трактовке. Педагогическое функционирование и среда есть социальные детерминанты, а наследственность - биологический детерминант.

Первичность социальных и биологических детерминантов

Давно ведется полемика между психологами, педагогами, философами о первичности биологических и социальных причин в воспитании, о приоритетности для личностного развития. Одними исследователями утверждается, что личность, ее сознание, желания, способности, черты определяет наследственность (Кобс А., Дьюи Д., Торндайк Э). Сторонники этой позиции возвели биологические детерминанты (наследственные) в некую абсолютную форму, и отвергают воспитание и среду (социальные причины) в развитии индивида. Они перенесли успехи биологии о наследственности животного и растительного мира на организм человека.

Другие исследователи доказывают, что развитие всецело зависимо от воздействия социальных детерминантов (Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Гельвеций К.А.). Ими отвергается генетическое предрасположение индивида и утверждается, что ребенок от рождения является чистой доской, на которой возможно написать что угодно. Следовательно, развитие зависимо от обстановки и педагогического функционирования.

Некоторыми исследователями утверждается, что на развитие воздействуют одинаково и биологические, и социальные детерминанты (Дидро Д.).

Фактор наследственности

Необходимо изучить сущность воздействия главных детерминантов на формирование и развитие человека. Некоторые ученые считают наследственность решающим детерминантом (биологическая причина). Наследственностью называется способность организма передавать ребенку от родителей конкретные особенности и черты. Она обуславливается генами. Наука обосновала, что способности организма закладываются в специфическом генетическом коде, который хранит и передает сведения о свойствах организма.

Замечание 1

Генетикой была расшифрована наследственная программа развития индивида и обосновано, что наследственность предопределяет общую сущность того, почему человек есть человек, и свойства, которые делают людей разными между собой.

Что наследуется индивидом:

  • физиологическая и анатомическая структура, прямохождение, мыслительный процесс;
  • физический облик: расовая принадлежность, фигура, конституция, цвет волос, кожи, глаз, черты лица;
  • физиологическая специфика: обмен веществ, группа крови, этапы созревания организма;
  • нервная система и ее особенности: структура коры головного мозга, его периферические аппараты (зрительные, слуховые, обонятельные и другие), специфика нервных процессов;
  • нарушения развития организма: "волчья пасть", дальтонизм;
  • склонность к наследственным болезням: гемофилия (болезни кровеносной системы), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные нарушения (карликовость).

А можно ли наследовать интеллектуальные или нравственные качества? Что именно передается ребенку: конкретная способность к определенной работе или задатки?

Было доказано: только задатки можно унаследовать. То есть физиологическую и анатомическую специфику организма, которые и будут условиями для развития качеств.

Наследственные задатки личности могут реализоваться, либо нет.

Определение 1

Задатки - это индивидуально-природная основа способностей, задатки важнейшее, но недостаточное условие в их развитии. Достижения в раннем возрасте могут быть свидетельством не особенных способностей, а соответствующей задаткам воспитательной деятельности.

Среда как фактор развития личности

Помимо наследственности определяющим фактором развития личности выступает среда. Средой является реальное существование, где происходит формирование и развитие человека. Формирует личность обстановка:

  • географического;
  • национального;
  • школьного;
  • семейного;
  • социального характера.

К социальной среде необходимо отнести материальные условия жизнедеятельности, систему производственных взаимоотношений.

Все ученые признают влияние среды на формирование человека. Различается только степень подобного влияния на развитие индивида. Связать это можно с тем, что абстрактной обстановки нет. Есть определенный общественный строй, определенное дальнее и ближнее окружение человека, определенные жизненные условия. Конечно, высокой степени развитости можно достичь в среде, которая отличается благоприятными предпосылками.

Иные факторы развития личности

Важным фактором в развитии человека выступает общение. Общение представляется универсальной формой активности личности (как и познание, игровая и трудовая деятельность), которая отражается в становлении и развитии коммуникативных навыков между людьми и в межличностных взаимоотношениях. Личность развивается лишь благодаря общению. Вне социума развитие в духовном, социальном, психическом плане не произойдет.

Важнейший детерминант развития личности заключается также в воспитании. Воспитание является процессом упорядоченным и сознательно управляемым, это специфическое средство организации процесса социализации. Социальная среда обладает непреднамеренным воздействием, стихийным, а педагог целенаправленно развивает личность в конкретной воспитательной системе.

Развивается личность посредством какой-либо деятельности. В течение жизни человек принимает участие в разных видах деятельности: игровая, учебная, познавательная, трудовая, общественная, политическая, художественная, творческая, спортивная.

Деятельность выступает в форме бытийности, она способ жизни личности:

  • создает материальные предпосылки жизни человека;
  • удовлетворяет естественные потребности личности;
  • помогает познать и преобразовать окружающий миропорядок;
  • выступает как фактор развития духовности личности, форма реализации его культурных желаний и потребностей;
  • предоставляет возможности личности для реализации способностей и талантов;
  • обеспечивает условия для самореализовывания личности в системе общественных взаимоотношений.

Самовоспитание также формирует и развивает личность. Оно происходит с осознания и принятия объективных установок, как субъективной, желанной мотивации собственных поступков. Субъективная цель поведения способна породить сознательное волеизъявление, определить план действий. Воплощение подобной цели способно развить личность.

Отсюда, личностное развитие детерминируется и социальными, и биологическими причинами, действующими не обособленно, а комплексно. В разных обстоятельствах различные детерминанты влияют на формирование и развитие человека.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :