Факторы воспитания дошкольника


Факторы воспитания дошкольника

Ведущие факторы в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Детерминанты, воздействующие на личностное развитие это:

  • наследственность,
  • среда,
  • воспитание.

Воспитанием называется целенаправленное педагогическое воздействие по организации и побуждению активности формируемого человека в овладении всего комплекса социального и общественного опыта. Личность ребенка развивается в условиях педагогической деятельности, постепенно усваивая общественно-исторический опыт всего человечества. Взрослый руководит его постижением. Как следствие личность ребенка оказывается частью структуры социальных взаимоотношений определенного общества, того, где он проживает. Таким образом, воспитание является ведущей детерминантой в развитии личности дошкольника.

Осваивать общественный и исторический опыт помогает активность подрастающего человека. Личностная активность проявляется в любознательности ребенка, его воспитываемости, обучаемости, самовоспитательной и самообразовательной деятельности. Активность дошкольника реализуется в игровой, познавательной, предметной, трудовой, учебной, художественной деятельности, в коммуникативной функции. Активность делает дошкольника субъектом и объектом воспитательного процесса.

Социальные детерминанты воспитания дошкольника:

  • семейная обстановка;
  • детское воспитательное учреждение (развивающие центры, кружки);
  • окружение дошкольника;
  • музыкальное и литературное творчество, телевидение;
  • природная среда.

Социальная воспитательная деятельность и ее механизмы

Социальная воспитательная деятельность дошкольника представляется важнейшей стороной развития маленькой личности, потому что дошкольные годы - это наилучший этап в развитии ребенка, совершенствования его коммуникативной функции, нравственных и моральных качеств. В эти годы возрастает объем общения с друзьями и родственниками, усложняются различные виды деятельности. При помощи социальной воспитательной деятельности создаются педагогические условия для позитивного совершенствования личности, его духовные и нравственные ориентиры.

Важнейшие механизмы социальной воспитательной деятельности дошкольника:

  • игровой процесс,
  • коммуникация с детьми,
  • беседы,
  • обсуждение поступков ребенка,
  • занятия по развитию кругозора,
  • чтение литературы.

К важному механизму социальной воспитательной деятельности относятся сюжетно-ролевые игры. В процессе таких игр дошкольник осваивает определенные модели поведения, поступков, действий и взаимоотношений, которые он воспроизводит в ходе игры. В игре дошкольник может подражать поведению взрослого человека. Им создается игра-ситуация, где он может примерить на себя роль папы, мамы, врача, парикмахера, строителя, воспитателя.

Как детское учреждение влияет на эффективную социализацию дошкольника? В детском заведении создана специфическая социально-формирующая среда, осуществляется процесс коммуникации с детьми и взрослыми. Дошкольник принимает активное участие игровой, трудовой и познавательной деятельности, выполняется в целом гражданско-патриотическая воспитательная направленность. В постоянном режиме происходит сотрудничество с семьей дошкольника, активно применяются принципы социального партнерства.

Обязательным является посещение детского учреждения дошкольником. Кроме занятий общеразвивающего характера ребенок получает в нем социальное развитие. Детский сад создает для этого все необходимые условия: оборудование учебное и игровое, оснащенный игровой процесс, дидактические и учебные литературные источники, детский коллектив, постоянная коммуникация со взрослыми.

Эти необходимые условия вовлекают ребят в познавательную и творческую деятельность, обеспечивающую их социальную развитость, учат общаться, формируют и развивают их социально-значимые личностные черты и способности.

Замечание 1

Дошкольнику, который не посещает детский сад, сложно будет в дальнейшем учиться в школе.

Детерминант семьи в воспитательной деятельности дошкольника

Семейное воспитание различное по своей природе и характеру, и не такое стерильное, как в детском саду. В детском заведении план образовательной деятельности заостряет внимание дошкольника лишь на хорошие моменты, которые присутствуют в окружающей действительности. Такой подход уменьшает навыки ребенка адаптироваться к реалиям жизнедеятельности с их разнообразными явлениями и событиями, медленно формируется иммунитет к отрицательным обстоятельствам. В семейной обстановке ребенок наблюдает и участвует в различных ситуациях, причем не всегда положительной смысловой наполненности. Опыт, приобретенный в семье, отличается реалистичностью. Дошкольник строит собственное отношение к жизни, формирует понимание о значении объектов, предметов и явлений.

Смысл воспитательной среды в семье заключается в обозначении контуров складывающегося у ребенка миропорядка, формировании определенного типа жизнедеятельности. По-другому говоря, семья - это закрытый социум близкого окружения, которые образовывают и воспитывают друг друга с ориентацией на социальные требования. Используют при этом непостоянные, стихийные методики и способы, передающиеся из поколения в поколение. Таким образом, в меру своих педагогических возможностей семья формирует личность ребенка дошкольного возраста. Что и является квалификацией семьи как воспитательного фактора.

Семья - это воспитательный фактор еще и потому, что организует различные виды деятельности ребенка от момента его рождения до поступления в среднее общеобразовательное школьное учреждение. Его сотрудничество с миром устроено родителями и другими родственниками. В этом содержится большая педагогическая значимость. В изолированной среде дошкольник не сможет овладеть методиками изучения, освоения, а также присвоить культурные достижения, которые окружают его.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :