Объективные факторы воспитания


Объективные факторы воспитания

Воспитание как диалектический процесс

Воспитание – сложный диалектический процесс, движущей силой которого является борьба противоположностей. Противоречия оказываются между природными данными воспитанника и общественными требованиями к нему. Борьба и преодоление этих противоречий обеспечивает развитие человека, стимулирует его способности, творческие возможности.

Воспитание имеет два взаимосвязанных объективных фактора:

  • Первый – педагогическое влияние воспитателя, коллектива,
  • Второй – готовность воспитанника воспринять и осмыслить это влияние.

Ведь способ поведения человека определяется, с одной стороны, непрерывными внешними воздействиями на него, а с другой – его врожденными, индивидуальными качествами.

От природы ребенок получает определенные задатки. Воспитание не может их создать, однако оно может развить их до уровня способностей и навыков. Живя и действуя, ребенок приобретает положительный или отрицательный опыт поведения. Воспитатель корректирует влияние среды, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей.

Диалектичность воспитательного процесса проявляется и в выборе средств воздействия. А. С. Макаренко видел диалектику в том, что никакое средство не может проектироваться как положительное, если его цель не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним. Человек воспитывается суммой влияний, которые он испытывает.

В процессе воспитания взаимодействуют различные факторы, влияющие на человека, и выступают, тем самым, как действующие силы его духовного и физического прогресса.

Непрерывность воспитания

Воспитание – процесс непрерывный. Он начинается с момента рождения человека и продолжается всю ее жизнь. Накопление новых знаний, изменение и укрепление взглядов и привычек происходят постоянно. Развитие физических и духовных сил ребенка требуют от него все новых и новых способов «уравновешивания» с окружением, проявляющегося в его поведении, деятельности, отношении к другим людям и к самому себе. Поэтому процесс воспитания является не только постоянным и непрерывным, но и изменяющимся, динамичным.

При этом поведение личности, ее отношение к окружающему, деятельность обусловливается теми сравнительно устойчивыми качествами, которые появились у нее как следствие объективных социальных условий, воспитательных воздействий, опыта, и стали основой характера.

Диалектическим является и процесс обучения. Обучение и воспитание неотделимы, однако каждый из них имеет и свои специфические особенности. Еще К. Д. Ушинский предостерегал против отождествления этих двух процессов. По его мнению, высокий уровень умственного развития не ведет за собой автоматически к моральной и общественной зрелости. Против механического отождествления процессов обучения и воспитания выступали Н. К. Крупская, А. С. Макаренко.

Отличие между процессом обучения и процессом воспитания объясняется теми особенностями, которые характеризуют освоение человеком мира. С одной стороны, человек познает окружающий мир, а с другой – воспроизводит к нему свое отношение. Накопление человеком знаний зависит от активности его мышления, а отношение к знаниям, к жизни зависит от многих сторон, характеризующих личность, прежде всего, от ее стремлений, убеждений, интересов, вкусов, привычек, воли и характера. При этом знания не напрямую влияют на развитие указанных и других качеств, а опосредованно, через чувства, лежащие в основе отношения человека к действительности.

Замечание 1

Учебный процесс имеет целью формирование и развитие познавательных сил человека. В процессе воспитания формируются те духовные силы, которые влияют на познавательные интересы, на интеллектуальные и другие чувства человека, активизируя их.

Действующая сила воспитания проявляется и в процессе обучения. Обучение, которое осуществляется в тесной связи с жизнью, общественно полезным трудом учащихся, способствует развитию их интеллектуальных, физических сил, трудовых, нравственных и эстетических качеств, становится источником всестороннего развития.

Опираясь на общие закономерности физического и психического развития ребенка, воспитание направляет это развитие в нужном русле, способствует формированию таких качеств личности, которые требуют жизни, потребности общества. Направленность личности ученика определяется уровнем его сознания, идейными убеждениями. Эта направленность производится под влиянием воспитания и обучения, которые в свою очередь обусловлены общественными отношениями, потребностями общественной жизни.

Объективная связь воспитания и самовоспитания

Воспитывая себя, человек стремится к определенному идеалу, который продиктован моральными и эстетическими требованиями общества, его обычаями и традициями. Связь между воспитанием и самовоспитанием выступает в том, что учитель, коллектив, родители направляют деятельность воспитанника, возбуждают и активизируют его сознание, чувства, волю, создают систему нравственных, эстетических и других ценностей и убеждений, предъявляют высокие требования и, тем самым, побуждают его к самовоспитанию. Самовоспитание возможно только тогда, когда оно подготовлено предварительным развитием ученика, обстоятельствами его жизни, организованным и целенаправленным влиянием, которое осуществляет воспитатель.

Самовоспитание всегда предполагает критическое отношение к себе, способность правильно оценивать свою деятельность, свои поступки, обнаруживать ошибки и находить путь к их исправлению. Поэтому самокритичность, как и самооценка являются необходимыми компонентами самовоспитания. Периодом активного пробуждения самокритичности и самооценки является старший подростковый и юношеский возраст.

Источником формирования личности является ее деятельность и общение. Эффективность воспитания бывает тем лучше, чем целесообразнее организована общественно полезная деятельность детей и чем умнее строится их общение с другими людьми, прежде всего, с родителями и учителями. Эта взаимозависимость является одной из ведущих закономерностей воспитательного процесса. Но в процессе деятельности и общения происходит огромная внутренняя духовная деятельность личности, следствием которой является то, что некоторые влияния она усваивает охотно и довольно активно, другие – почти или совсем не усваивает. Закономерность проявляется в том, что последствия процесса воспитания бывают тем весомее, чем активнее его влияние на внутреннюю сферу личности.

Замечание 2

К специфическим для процесса воспитания закономерностям относятся также единство и взаимозависимость общей цели и конкретных воспитательных задач и единство воспитания и самовоспитания.

Таким образом, постепенно, по мере развития сознания, чувств, воли ребенок приходит к самоанализу своей деятельности, проявляет критическое отношение к себе. Большую роль в этом процессе играет подражание, которое постепенно перестает быть простым и механическим повторением действий других людей, приобретает все более сознательного характера. Ребенок выбирает себе определенный образец для подражания. Анализируя поведение взрослого человека, он выделяет те черты, которые ему нравятся – способ поведения, интересы, предпочтения, привычки, манеры и воспитывает в себе соответствующие качества. В старшем школьном возрасте эти качества выступают в обобщенном виде – как некий жизненный идеал.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :