Одним из центральных вопросов методики воспитания является проблема коллектива и личности. Сформулированный А. С. Макаренко принцип: воспитание в коллективе и через коллектив – является основополагающим принципом методики гармонического воспитания личности.
Здоровый целенаправленный коллектив – лучшая форма организации деятельности учащихся, проявления их активности. В правильно организованном коллективе создаются здоровые отношения между учениками, и эти отношения становятся важным фактором воспитания. В коллективе и под влиянием коллектива задачи воспитания претворяются в жизнь благодаря сознательной активной деятельности учащихся, становятся стимулом формирования их деловых, политических, моральных качеств.
Рассматривая коллектив как важнейший фактор и как объект воспитания, методика воспитания не только не умаляет руководящую роль школы, учителя, родителей, а подчеркивает необходимость такого в руководства как один из наиболее весомых условий воспитательного процесса. Единство педагогических требований школы, семьи, общественности составляет один из основных принципов методики воспитания.
Личность ученика школы, его нравственные качества формируются в процессе учебно-трудовой деятельности, в тех отношениях, которые складываются в классном, школьном коллективе. Организованный, целеустремленный детский коллектив лучше обеспечивает нормальный и органический переход требований взрослых – воспитателей – во внутренние требования детей к самим себе. Вместе с тем, коллектив становится защитником прав отдельного ученика, выразителем его интересов.
Влияние коллектива на формирование личности нельзя рассматривать как механический процесс. Формирование личности в коллективе происходит как результат действия разносторонних факторов, в том числе и систематического нравственного воспитания.
Основным в организации коллектива является сознательное отношение каждого ученика в коллективной деятельности. Правильно организованная коллективная деятельность предусматривает формирование системы здоровых отношений, единства интересов, взаимопомощи и взаимной ответственности, развертывание конструктивной критики и самокритики недостатков, сознательное руководство и умение подчинять свои собственные интересы, желания интересам коллектива.
Сознательное отношение к учебе воспитывается в определенном взаимодействии с формированием общественного мнения коллектива. Общественное мнение в здоровом, организованном коллективе очень важно для каждого ученика, его авторитет непререкаем. Вот почему так важно, чтобы ученическим коллективом обсуждались вопросы учебной работы, состояние успеваемости, в частности рассматривали вопрос о тех учениках, которые по разным причинам отстают в учебе, нуждаются в определенной помощи.
Правильно организованная деятельность коллектива не только целенаправлена, но и мотивирована. В зависимости от целей, мотивов деятельности детей на разных ступенях их развития, на разных возрастных этапах она имеет свои особенности.
В раннем возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Для детей дошкольного возраста игра имеет определяющее значение, она составляет основную форму проявления активности; элементы игры пронизывают всю деятельность детей. С поступлением в школу основным видом деятельности ребенка становится обучение и труд. Однако и в этот период игра не теряет своего значения.
Содержание и форма организации деятельности учащихся зависят от цели, которой эта деятельность предопределена. Чем содержательнее наша цель, тем более значима деятельность. Среди разнообразных видов и форм деятельности учеников центральное место занимает их учебная работа.
Правильно организованная учебная работа – важный фактор формирования и развития ученического коллектива. Уже с 1 класса ученики объединяются для совместного выполнения учебных задач, поддержания определенного порядка, получают определенные общественные поручения, борются за то, чтобы в классе не было неуспевающих.
В процессе обучения формируется сознание ученика, его нравственные качества, поведение. Учебный процесс в школе строится так, чтобы дети вырастали коллективистами, общественными деятелями, чтобы им чужд был индивидуализм, самовлюбленность, эгоистические мотивы деятельности.
Коллективные отношения, которые складываются в результате правильно поставленной учебной работы учащихся, становятся вместе с тем важным средством воспитательного воздействия. В центре внимания школьного ученического коллектива становится борьба за овладение знаний, практических умений и навыков, организация помощи тем, кто отстает в учебе, борьба с лентяями и нарушителями дисциплины. Только на основе правильных коллективных отношений у учащихся формируется сознательное отношение к учебной работе как к своему общественному долгу.
В жизни ученического коллектива важное место занимает общественно полезный труд. Он является тем видом деятельности, где наиболее ярко, наиболее конкретно проявляется связь ученического коллектива с коллективами трудящихся. Очень важно и то, что общественно полезный труд осознается учениками, как труд направленный на общую пользу.
Сознательное отношение к учебе как непременное условие успешного усвоения знаний, условие формирования личности и ученического коллектива – сложный процесс, включающий ряд воспитательных компонентов. Из них важнейшими являются: систематическая разъяснительная работа, направленная на осознание учениками необходимости приобретения знаний; формирование чувства ответственности, долга в выполнении учебных заданий, убеждение в том, что без знаний, творческого труда нельзя стать умным человеком, выработать навыки и привычки к систематической учебной работе.
В системе мер, осуществляемых школой в деле организации и воспитания ученического коллектива, общественно полезному труду следует отводить одно из основных мест. Уже с 1 класса нужно привлекать учащихся к выполнению общественно полезных трудовых заданий. Конечно здесь, как и во всем учебно-воспитательном процессе, учитель должен руководствоваться принципом педагогической целесообразности, учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их моральной и трудовой подготовки.
Только правильно организованная работа даст нужный воспитательный эффект. Школа широко привлекает учащихся к активному участию во внеклассной и внешкольной работе, направленной на удовлетворение всесторонних интересов и запросов учащихся: в области политики и науки, литературы и искусства, техники, физкультуры и спорта и тому подобное.
Во внеклассной и внешкольной работе ученический коллектив имеет возможность шире проявить свою инициативу, самодеятельность, организационные и творческие способности. По форме внеклассную и внешкольную работу можно разделить на кружки и массовую.
Ученические кружки создаются на добровольных началах, с учетом уровня развития и возраста учащихся. По своему профилю они могут быть предметными, техническими, агрономическим, художественной самодеятельности, физической культуры и спорта и др.
Предметные кружки:
Массовые формы внеклассной работы включают проведение школьных праздников и различных тематических вечеров, организацию лекций и докладов, теоретических конференций, диспутов и тому подобное.