Внешние и внутренние факторы воспитания


Внешние и внутренние факторы воспитания

Адаптация к внешним и внутренним факторам воспитания

Внутренние и внешние факторы воспитания, имеют как личностную, так и социальную природу.

К внутренним факторам воспитания в семье, как части ее социально-психологического потенциала, можно отнести личностную и психологическую составляющую. К внешним факторам воспитания в семье, как части ее социально-психологического потенциала можно отнести социальную и экономическую составляющую.

Что касается адаптационной составляющей, ссылаясь на ее представление, как интегрального образования, объединяющего в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства членов семьи, можно утверждать, что она имеет как личностную, так и социальную природу. То есть адаптационный фактор социально-психологического потенциала семьи находит свое отражение во внешних так и внутренних факторов (ресурсов) воспитания в семье и школе. Зона личностного потенциала, всегда представляет собой зону личностного роста с растущими возможностями самоактуализации и саморазвития.

Определение 1

Воспитание в собственном смысле является процессом целенаправленного и планомерного формирования мировоззрения, убеждений и чувств, воли и характера, потребностей и способностей, нравственных, трудовых, эстетических и физических качеств человека, характерных черт личности.

Однако, кроме того, выделяют два смысловых значения понятия «воспитание». Воспитание в широком смысле охватывает все возможные воздействия, весь комплекс формирующих личность факторов и подготовку ее к участию в производстве, общественной и культурной жизни, охватывает не только воспитательную работу школы, детских и молодежных организаций, семьи, общественности, но и влияние всего уклада жизни общества, литературы, искусства, кино, радио, телевидения, а также образование и обучение. В этом смысле понятие «воспитание» приближается к понятию «социализация личности».

Воспитание в узком смысле означает целенаправленное формирование ценностных ориентиров, физического развития, морального идеала. Оно осуществляется семьей, учебно-воспитательными заведениями, общественными организациями.

Замечание 1

Воспитание – общая и постоянная категория, свойственная всем социально-экономическим формациям. Оно обеспечивает связь и преемственность между старшими и младшими поколениями, помогает молодежи овладеть опытом предыдущих поколений, сделать свой вклад в развитие материальной и духовной культуры общества.

Рассматривая вопросы социально-психологического внешнего и внутреннего факторов воспитания нельзя обойти понятие адаптации и адаптационного потенциала личности.

В данном случае адаптационный потенциал личности:

  1. считается интегральной переменной, характеризующей комплекс индивидуальных психологических признаков, полагающихся на психическую адаптацию;
  2. это сложная система, поэтому главный метод ее исследования считается системный анализ;
  3. включает не только личные проявления адаптационных способностей, но и латентные свойства, которые могут проявиться при изменении содержания, силы и направления влияния адаптогенных факторов;
  4. определяет пределы адаптационных возможностей личности и устойчивость к факторам, влияющих содержит предпосылки к некоторому диапазона соответствующих адаптационных реакций;
  5. связан с возрастно-психологическими особенностями.

## Содержание внутренних и внешних факторов воспитания

Социально-психологический потенциал школы и семьи, в свою очередь, это особенности, которые определяют предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешность развития ребенка.

Социально-психологический потенциал состоит из следующих внутренних и внешних факторов воспитания:

  • личностного (биологического, унаследованного состояния психики индивида как члена малой группы, уровень интеллектуального развития родителей);
  • психологического (тип семьи, выполнение ролевых функций членами семьи, тип взаимоотношений в семье);
  • экономического (уровень доходов в семье, наличие жилья и т.п.);
  • социального (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус, образование родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития);
  • адаптационного (уровень приспособления к новым или меняющимся условиям социального взаимодействия).

Личностный фактор социально-психологического потенциала семьи включает в себя потенциал развития каждого члена семьи, который заложен в них самих, в их потребностях и способностях, особенно в тех, которые направлены на взаимодействие и самосовершенствование.

Это унаследованный состояние психики, генетическая наследственность, уровень интеллектуального развития родителей. Это система знаний, умений, навыков, представлений, мировоззрение и познавательные способности каждого члена семьи. Все это несет скрытые возможности, которые могут проявляться при определенных условиях, активируя социально-психологический потенциал данной семьи.

Психологический фактор – это сложившаяся система отношений в семье и школе, тип семьи и школы, выполнение ролевых функций членами семьи, система смыслов и смысложизненных ориентаций, духовно-нравственных ценностей, жизненных позиций и моральных установок.

Здесь также примечательны средства и способы (вербальные и невербальные) общения и взаимопомощи. Психологическая составляющая также включает систему целей и социально-психологических установок каждого члена семьи. Наглядная часть психологической составляющей социально-психологического потенциала семьи – это психологический климат в семье.

Экономический фактор интегрирует в себя уровень доходов, наличие жилья, денежных накоплений, потребительское нагрузки, обеспечение материально-бытовых и личных потребностей членов семьи, стабильность или периодичность доходов, сопоставление доходов и расходах семьи.

Социальная составляющая – это принадлежность семьи к определенной этнической, религиозной группе, социальный статус, образование, знания, умения и навыки родителей, их профессия и занимаемая должность, культурный и духовный уровень развития.

Это совокупность социальных норм и ценностей, которыми семья руководствуется в процессе своей жизнедеятельности, реализуя свои потребности и интересы во взаимодействии с социальным окружением. Социальная составляющая также включает в себя социальное чувство, социальную ответственность и способность к культурологическому диалогу.

Адаптационный фактор, прежде всего, связан с уровнями приспособления к новым или меняющимся условиям взаимодействия семьи с социумом. Адаптационную составляющую целесообразно представлять как интегральное образование, объединяющее в сложную систему социально-психологические, психические, биологические свойства членов семьи и их качества, которые актуализируются для создания и реализации новых программ поведения в изменившихся условиях жизнедеятельности. Это способность семьи приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и ее готовность к этим изменениям.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :