Формы учебно-познавательной деятельности


Формы учебно-познавательной деятельности

Формы учебно-познавательной деятельности могут быть самыми разнообразными, в частности: обучение, олимпиада, сетевое сообщество, даже сама познавательная активность субъекта образовательного процесса являются формами учебно-познавательной деятельности.

Разнообразие форм учебно-познавательной деятельности обусловлено всей системой образования РФ.

В связи с идеей непрерывности образования и принципом преемственности современные исследователи рассматривают какие-либо особенности периода обучения в связи с предыдущей и последующей ступенью.

Замечание 1

Понятие учебно-познавательной деятельности в современной терминологии может быть созвучно понятию познавательные универсальные учебные действия (УУД). Соответственно формы учебно-познавательной деятельности могут соотноситься с формами, в которых эти познавательные УУД формируются.

В ДОУ и начальной школе

Разнообразие форм учебно-познавательной деятельности обусловлено необходимостью формировать и развивать познавательный интерес у дошкольников разных групп и у младших школьников.

Выделяются следующие формы развития познавательного интереса:

  1. Наблюдение.

    В дошкольном учреждении объектом наблюдения являются растения и их виды: деревья, кустарники.

    В младшем школьном возрасте для наблюдения используются детали растений: кора, количество стволов.

  2. Исследование.

    Дошкольники с помощью опытов узнают о трех свойствах воды: замерзает, испаряется, бывает жидкой. Воспитатель показывает, что вода без цвета, запаха, формы.

    Школьники младших классов исследуют сами, что вода без цвета, запаха, принимает форму емкости, обладает текучестью и растворяет соль, сахар, соду и т.п.

  3. Моделирование, проекты.

    Воспитатель перед детьми ставит проблему, обсуждает ее с ними, по итогам обсуждения создаётся рисунок, аппликация или конструкция (строение дерева), затем защищается с помощью взрослого.

    Учитель ставит проблему перед младшим школьником индивидуально, помогает подготовить защиту.

  4. Интеграция.

    При изучении времени суток используются не только непосредственные наблюдения за состоянием окружающей среды, но и картины художников, музыкальные зарисовки, описания из художественных произведений, чаще стихотворных. Затем дошкольники с помощью пластилина, аппликаций или конструирования создают изучаемый объект.

    В начальной школе интеграция происходит по тем же принципам, но индивидуально: школьник готовит презентацию в связи с разными видами искусства или создает изделия своими руками.

    При этом используются объекты как натуральные, так и в представлении мультимедиа. Игровые ситуации позволяют пробудить познавательный интерес.

Замечание 2

Такие способы позволяют сформировать прочные познавательные УУД, учат анализировать, сравнивать объекты окружающего мира, делать выводы.

В СОШ

Примерами форм познавательной активности в средней школе, которые можно использовать на всех этапах урока, можно назвать следующие:

  1. Игровые приемы при работе с текстом.

    Пример 1

    Собери текст

    Урок литературы. Тема «Эпитет». 5-7 класс.

    Текст о признаках эпитета. Поиск эпитетов на основании данных признаков в художественном тексте.

    Систематизация эпитетов по группам: человек, природа и т.д.

    С опорой на собранный материал составляется рассказ об эпитетах.

  2. Круговой пересказ.

    После чтения текста М. М. Пришвина «Кладовая солнца» ребята пересказывают текст, называя по одному предложению.

  3. Лучший ответ на лучший вопрос

    Пример 2

    Урок русского языка. Тема «Причастия».

    Теоретический текст о причастии.

    Класс делится на две группы.

    Первая группа задает вопросы по тексту, вторая – отвечает, и наоборот. Затем выбирается лучший вопрос и лучший ответ.

  4. Шпаргалка.

    Тема «Деепричастие». Чтение теории по теме. Первая группа составляет схему. Вторая по ней рассказывает. Первая контролирует правильность ответа. Учитель контролирует правильность составления схемы.

  5. Найди меня.

    Урок литературы. Тема: метафора. 8-9 класс. После чтения отрывка из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (8 класс) или «Евгений Онегин» (9 класс) поиск метафор в течение 5 минут. Побеждает тот, кто больше всех нашел метафор.

  6. Почта.

    Каждый обучающийся получает номер. Выбирается почтальон. Читается текст А. С. Грибоедова (1 или последующие главы). Каждый из участников выбирает адресата и посылает ему вопрос. Адресат отвечает. Длительность приёма 15 минут. Выигрывает тот, кто больше всего получил ответов и написал вопросов.

  7. Час общения.

    Предполагает развитие личности обучающегося в условиях доверительной беседы: какие книги мы читаем? Бывают ли плохие книги? Что лучше: читать, слушать книгу или смотреть по ней фильм? Мое отношение к электронной книге.

  8. Устный журнал – урок по книжке- малышке (5-7 классы).

  9. Ток-шоу - урок-дискуссия: Мог бы Кутузов не отдавать Москвы?

  10. Марафон – по страницам произведений (3-4 команды), уроки обобщения в конце четверти с маршрутными листами. Препятствия: викторина, рассказ наизусть, быстрый поиск тропов, деталей, образов, создание кратких аналитических зарисовок.

  11. Мастер-класс – демонстрация создания словесных художественных образов. Удачен при изучении темы «Тропы»; демонстрация анализа художественного произведения: 5-6 класс - стихов, 7-11 класс - прозаических и стихотворных произведений.

  12. Тренинг – исследование проблематики произведения по группам.

    Пример 3

    Урок литературы. 10 класс. Л. Н. Толстой «Война и мир».

    Тема: Мысль семейная в романе.

    1 ряд. Как бы вы поступили на месте членов семьи Болконских: отец, дочь, князь Андрей (эпизоды).

    2 ряд. Ростовых.

    3 ряд. Курагиных.

  13. Экскурсия – визит в музей писателя. Вопросы жизни и творчества.

  14. Экспедиция – посещение мест, имеющих реальные топографические совпадения с местами из произведений (квартира 50 М. А. Булгакова, театр Станиславского, Бородинское поле, Невский проспект и т.п.) Исследование авторской цели в их использовании. Данная форма способствует сплочению обучающихся.

Данные формы учебно-познавательной деятельности позволяют почувствовать каждому обучающемуся изучаемое знание как лично значимое для него.

В вузе

Для студентов наиболее актуальными формами познавательной активности являются олимпиады по предметам, регулярное участие в олимпиадном движении, брейн-рингах «Что? Где? Когда?».

Данные формы способствуют саморазвитию, самоопределению, самоорганизации, активизации идеи непрерывного, постоянного познания.

Таким образом, нетрадиционные формы наиболее эффективны в развитии познавательных универсальных учебных действий современных обучающихся.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :