Учебно-познавательная деятельность младшего школьника


Учебно-познавательная деятельность младшего школьника

Особенности восприятия у детей младшего школьного возраста

Дошкольный возраст характеризуется быстрым сенсорным развитием детей, поэтому младшие школьники обладают достаточно высоким уровнем восприятия:

  • у них острое зрение;
  • хороший слух;
  • ориентация на форму и цвет предметов.

Обучающий процесс предъявляет все больше требований к восприятию. Для восприятия учебного материала необходимы осмысленность и произвольность деятельности учеников.

Осмысленность и произвольность действий развиваются одновременно, находясь в тесной взаимосвязи. Вначале ребенка привлекает сам предмет, его яркий внешний образ. Ребенок еще не может сосредоточиться и рассмотреть особенности предметов, выделяя в них главное. Такая особенность появится в ходе учебного процесса.

Замечание 1

Работа педагога заключается в постоянном обучении учеников анализировать, сравнивать свойства и качества предметов, выделять существенное и выражать его словами. Нужно научить ребенка сосредотачивать внимание на предмете независимо от его внешней привлекательности. Все это развивает произвольность, осмысленность, а вместе с тем возникает иная избирательность восприятия: избирательность по содержанию, а не по внешней привлекательности.

Специфика детской памяти

Память школьников младшего возраста является первостепенным психологическим компонентом учебного познавательного процесса. Память следует рассматривать как самостоятельную мнемоническую деятельность, направленную специально на запоминание. На занятиях ребенок систематически запоминает большой по объему материал, затем он его воспроизводит. Мнемонической деятельностью он еще не владеет, а запоминает механически, что вызывает некоторые затруднения. Учителю следует обучить ребенка рациональным приемам запоминания. Вначале формируются приемы осмысленного запоминания, а затем формируются приемы воспроизведения, распределяемого во времени, а также самоконтроль за результатом запоминания.

Если составить план и поделить текст на смысловые части, процесс запоминания будет проходить легче и быстрее. С первого класса дети должны учиться расчленять текст, когда в устной форме они передают содержание рассказа или картины. Воспроизведение является трудной для младших школьников деятельностью, требующей постановку целей, принятия мыслительных процессов, самоконтроля.

Вначале обучающего процесса у ребенка слабо развит самоконтроль, он совершенствуется несколькими этапами. Сначала учеником многократно повторяется материал при заучивании, затем он контролирует себя, подглядывает в учебник, использует узнавание, затем в обучающем процессе формируется потребность самоконтроля при заучивании и совершенствуется мышление ученика: знания обрабатываются в процессе мышления, систематизируется и обобщается, это позволяет ученику воспроизводить его содержание более связно.

Внимание у детей младшего школьного возраста

Произвольное внимание должно быть сформировано на достаточно высоком уровне, этого требует процесс по овладению знаниями, навыками и умениями. Ребенок отличается преобладанием непроизвольного внимания, оно же преобладает и у младших школьников. Поэтому развитое произвольное внимание залог успешного обучающего процесса, и задача первостепенной важности для педагога.

Вначале обучения внимание ученика приковано к внешней стороне предметов. Внешние впечатления полностью захватывают ученика. И это мешает ему проникать в суть вещей, явлений и событий, затрудняется контроль над собственной деятельностью. Формирование произвольного внимания проходит достаточно интенсивно.

Воображение учеников

В ходе учебного процесса ученики получают много описательной информации, что требует от них постоянно воссоздавать образы, без которых нельзя понять учебный материал и его усвоить, то есть воссоздающее воображение младших школьников с самого начала обучающего процесса включается в целенаправленную деятельность, способствующую их психическому формированию.

Замечание 2

Воображение учеников развивается благодаря их представлениям. Поэтому учителем проводится большая работа на занятиях по накоплению целой системы тематических представлений.

Постепенно воображение ученика начинает изменяться: сначала воображаемые образы у ребенка расплывчатые, неясные, затем они становятся определенными и точными; в образе бывают отображены несколько признаков, заметно преобладание несущественных признаков. Ко второму классу отображаемые признаки значительно возрастают, преобладают среди них существенные; образы накопленных представлений перерабатываются незначительно вначале, но уже к третьему классу учеником приобретается больше знаний, образы обобщенные и яркие; дети меняют сюжетные линии рассказа. Далее ребенок все больше опирается на слово, потому что оно позволяет мысленно создавать новые образы, например, написать сочинение по рассказу преподавателя, или прочитанному в книге.

Детское мышление

Мыслительная деятельность младших школьников, особенно в первые годы обучения, очень похожа на мыслительные особенности дошкольников. У младших школьников ярко выраженным является конкретно-образное мышление. Например, при решении мыслительной задачи ребенок опирается на реальный предмет или его изображение.

Обобщение и вывод делается на основе определенного факта. Это проявляется в усвоении учебных материалов. Обучающий процесс стимулирует формирование абстрактного мышления, особенно на занятиях по математике, где от действия с конкретным предметом школьник переходит к умственной операции с числами, то же самое происходит и на занятиях по русскому языку при усвоении слов, которые не отделяются им вначале от обозначаемого предмета, но постепенно сами становятся предметом специального изучения.

Процесс обобщения в начальной школе отличается осознанием некоторых признаков, потому что ребенок еще не проникает в сущность предметов. Развиваются мыслительные операции, и вместе с ними развиваются мыслительные формы. Учащимся анализируются отдельные случаи, но не обобщаются, отвлеченные умозаключения ему пока не даются. Затем младшим школьником делаются правильные индуктивные умозаключения благодаря лично накопленному опыту, тем не менее, он еще не может перенести умозаключения на аналогичные факты. Далее он совершает умозаключение на основе знаний общетеоретических понятий.

Детьми младшего школьного возраста осознаются собственные мыслительные операции, помогая им осуществлять самоконтроль в познавательном процессе. В обучающем процессе развиваются и такие умственные качества как:

  • самостоятельность;
  • критичность;
  • гибкость.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :