Творческая учебно-познавательная деятельность


Творческая учебно-познавательная деятельность

Воспроизводящий и творческий познавательный процесс в обучении

Познавательный процесс направлен на усвоение уже сложившейся системы знаний, навыков и умений. Овладение знаниями, навыками и умениями протекает разнонаправленно. Учебная информация осваивается осмысленно или формально, знания заучиваются и творчески перерабатываются, но их изучение может проходить в отрыве от практической деятельности.

Воспроизводящий (репродуктивный) процесс может ограничиваться программными знаниями, и принятыми способами его исследования. Творческий познавательный процесс выявляет новые стороны изучаемого явления, расширяет и углубляет знания. Ученики изучают информацию так, как она изложена в учебнике или сообщена педагогом, пользуются способами познавательного процесса, которые им предложены, и не вносят в эту деятельность что-то новое. Но ученики могут глубоко проникать в суть предложенной им информации, раскрывая с новых сторон изучаемое явление, высказывая собственное мнение, суждение, использовать совершенные методы в решении поставленных задач. Первая разновидность учебной деятельности называется воспроизводящей, а вторая - творческой.

Основные различия творческого познавательного процесса от воспроизводящего в обучении в активизации познавательных навыков и творческих способностей учеников, в более осмысленном исследовании сущности изучаемой проблематики, в активном самостоятельном поиске, в новизне их выводов и мнений.

Замечание 1

Воспроизводящий и творческий познавательный процесс не могут исключать друг друга, а отображают разные уровни протекания таких процессов.

Воспроизводящий и творческий процессы органично друг друга дополняют. В воспроизводящем процессе присутствует творческая составляющая, а в творческой работе непременно воспроизводятся знания. Например, стереотипы в обучении носят положительный и отрицательный характер, точно так же и творческая работа может оправдывать ожидаемый результат, а может не достигать его.

Специфика творческой работы заключается в более высокой ступени практического и познавательного процесса. В творческом познавательном процессе различается объективная и субъективная сторона. Например, ученики в обучающей деятельности объективно ничего нового не вносят ни в методы, ни в предмет обучения. Ими не сделаны научные открытия, не созданы исследовательские методы. В этом понимании они только воспроизводят уже имеющиеся в науке знания. С субъективной точки зрения в обучающем процессе ими приобретаются знания, они познают такие методы, которыми раньше они не пользовались.

Особенности творческого познавательного процесса обучающихся

Сотрудничество учеников и преподавателей реализуется посредством творчества. Творчество вскрывает внутренний обучающий резерв, революционизирует воспитательную и учебную деятельность школьного учреждения и выводит практику на качественно новый конечный результат. Творчество произошло от слова творить, оно обозначает поиск, изобретение, создание такого, что не встречается в опыте прошлого. Таким образом, творческий познавательный процесс является самостоятельным поиском и созданием или конструированием каких-то новых продуктов. Соответственно, основные критерии творчества в познавательном процессе: самостоятельность (полная или частичная); выбор возможного варианта пути к цели (полный или частичный объем); изобретение по пути к целям новых продуктов (полный или частичный вид).

Замечание 2

Уровень творчества бывает низким, средним, высоким, в зависимости от изобретения продукта и степени самостоятельности.

Невозможно осуществлять творческий процесс без четких целей, воспроизведения уже исследованных фактов, отсутствия интереса пополнять недостающие знания из известных источников, самостоятельного поиска, фантазии и эмоциональной составляющей.

Прогнозирование в творческой учебно-познавательной деятельности

Основой любого творческого процесса является прогнозирование, умение предвидеть его вероятные результаты. Следовательно, овладение теоретическим материалом также предполагает его прогнозирование. Например, такое прогнозирование проявляется в поиске и воссоздании слов в сканворде, кроссворде. Такой поиск предполагает заданные ориентиры и перебор ранее усвоенного материала.

Процессуальной стороной, методами овладения знаний определяется важность творческого процесса. Ученики не только изучают то или иное явление, не только выражают личное отношение к исследуемому, высказывают свои суждения и доводы, но и пытаются найти принципиально новые пути в решении различных заданий. Необходимо включить учеников в такой процесс, который побуждал бы их проявлять активность и самостоятельность на самом высоком уровне, а также формировать у них познавательную самостоятельность, творческий подход в решении задач.

Важной составной частью творческого познавательного процесса являются цели, способы, отношения, результаты. Для успешного управления этим процессом нужно владеть главными задачами прогнозирования: как осуществлять прогноз и что прогнозировать.

Самостоятельный творческий процесс на уроке

  1. Творческий познавательный процесс обучающихся в освоении новой информации. Видовое разнообразие воспроизводящего и творческого процесса в изучении новой учебной информации зависит от уровня познания обучающихся. Уровень познавательного процесса - это степень научного, технического, художественного творчества.
  2. Творческий познавательный процесс обучающихся по закреплению учебной информации. Работа по закреплению является важным звеном учебной деятельности, в ходе которого сочетаются воспроизводяще-творческие и творческие работы. Это сочетание делает обучающихся более активными, повышает их теоретический уровень знаний, формирует прочные умения и навыки.
  3. Творческий познавательный процесс при помощи обобщающего повторения. Способны углублять и расширять знания, совершенствовать их навыки и умения, структурируют знания.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :