Мотивация является фундаментальной и актуальной проблемой педагогики и психологии. Оно выступает ведущим фактором в регуляции активности индивида, его поведения, поэтому представляет интерес для педагогической науки.
Каждому преподавателю необходимо, чтобы его ученики были заинтересованы в учебе. Но не всегда ученики нуждаются в знаниях, зачастую они отрицательно относятся к учебному процессу. В такой ситуации обучающий процесс не является успешным.
Как следствие, отсутствуют положительные результаты педагогического взаимодействия с детьми, подростками. И здесь необходимо принимать во внимание особенности их мотивации. Объективно одинаковые действия учеников скрывают разные причины. То есть, побуждение к одному и тому же поступку, мотивация этого поступка, могут быть различными. Преподавателю нужно изучить, сформировать, развить мотивацию у обучающихся.
Идея мотивов и мотивирования хорошо исследована педагогической психологией, именно это (как бы не казалось парадоксально) создало некоторые трудности в усвоении данной темы, потому что зачастую по одному вопросу у психологов присутствует несколько разных мнений и суждений, а это уже отличающиеся друг от друга методики и способы для выявления каких-либо фактов. Способом по разрешению этой проблемы будет являться выбор для своей темы терминов, методик, понятных и близких к преподавательскому стилю.
Что является побуждением к деятельности называется мотивом (форма проявления потребностей). А мотивацией называется побуждение других и себя к действию, чтобы достигнуть поставленных целей.
Обучающий мотив является определенной направленностью учеников на различные аспекты учебного процесса. То есть, если активность обучающегося направлена на сам изучаемый объект (лингвистический, математический, биологический, исторический, географический, астрономический), то необходимо указать на разные виды познавательных мотивов. Если активность обучающегося выражена в отношениях с другими людьми, то это уже различные социальные мотивы. Одни ученики мотивируются самим познавательным процессом в ходе обучения, а другие - взаимодействием в ходе обучения с другими людьми: сверстниками, преподавателями, родителями.
Различают два больших класса мотивов:
Первый большой класс мотивов можно разбить на подгруппы:
Такие познавательные мотивы обеспечивают присутствие у школьников мотива достижения, состоящего в стремлении учеников быть успешными, постоянной конкуренции с самим собой, желанием добиться нового более высокого результата по сравнению с предыдущими результатами.
Познавательные мотивы позволяют преодолевать трудности учеников в учебном процессе, порождают познавательную инициативу и активность, становятся основой стремления личности быть компетентной, желанием идти в ногу со временем, отвечать запросам времени.
Второй большой класс мотивов, социальные мотивы, можно разделить на следующие подгруппы:
Такие мотивы отвечают широкой потребности человека общаться, стремление получать удовлетворение от общения, от эмоционально окрашенного взаимодействия с другими людьми.
Разновидность таких мотивов заключается в мотивации благополучия, которая проявляется в стремлении зарабатывать только одобрение педагогов, родителей, сверстников (дни таких учеников работают за счет положительного подкрепления). Позиционные мотивы могут проявиться в стремлении учеников занимать во всем только первое место, быть лучшим, здесь работает уже престижная мотивация.
Побуждает учебный процесс система мотивов, которая органично включает в себя: познавательную потребность, цель, интерес, стремление, идеал. Данная система мотивов способна образовывать учебное мотивирование, которое является достаточно динамичным и устойчивым.
Доминирующая внутренняя мотивация определяет устойчивость учебного мотивирования, делает ее основные подструктуры иерархичными. Социальная мотивация обусловливает постоянную динамичность побуждений.
Становление мотивирования является не простым возрастанием положительных или усугублением отрицательных отношений к обучению, а усложнение всей структуры мотивации, побуждений, которые в нее входят, появление зрелых, и в то же время противоречивых взаимоотношений между ними.