Внутренняя мотивация обучающего процесса представляется довольно естественной, ведет она к высокой эффективности и не требует специальных доказательств. Внутренние мотивы обучающего процесса включают в себя заинтересованность ученика в способе действия, технологии, в алгоритме и достижении положительного результата. Вместе с тем, учебная деятельность может побуждаться и другими, внешними мотивирующими факторами. Учебный процесс ученика является полимотивированным. Важная задача преподавателя состоит в повышении внутренней и внешней мотивации учеников.
Внутренняя и внешняя мотивация имеют довольно условное разграничение. Распространенным является понятие, что внутренние мотивы, порождаются внутри психической структуры ученика, а внешние мотивы – это те, которые заданы извне.
Такая трактовка не верная. Любой мотив может родиться внутри ученика. А цели обучения на этом основании как раз можно разделить. Внешние цели учебной деятельности социально заданные и могут носить внутрипсихический характер, объединяться с мотивом.
Необходимо сказать, что есть мотивы понимаемые, а есть мотивы реально действующие. Эти мотивирующие факторы расходятся с социально заданными целями учебной деятельности. Действие может быть деятельностью только в том случае, если его предмет, в этом случае в роли предмета выступает цель, характеризуется побуждающими свойствами, в результате становясь мотивом. Таким образом, мотив сдвигается на цель, это можно рассматривать основным механизмом развития новой формы деятельности: в определенных ситуациях исследуемые мотивы оказываются мотивами действенными.
Внутренняя мотивация, которая характеризуется социальным личностным смыслом, представляет собой реальную внутреннюю мотивацию развития. Это необходимый фактор построения внутренней гармоничной системы учебного функционирования, организующей весь процесс ее реализации оптимальным образом.
Если доминируют внешние мотивы, то создается неадекватная структура, которую сложно назвать учебным процессом. В ней расходятся, оказываются отделенными внешний реальный мотив и учебная цель, доминирует индивидуализованный личностный смысл, все это приводит к тому, что социальная, объективная форма контроля и оценки замещается субъективными и индивидуальными. Вытесняется не только цель обучающего процесса, но и преподаватель как субъект совместной работы и носитель всей значимости обучения.
Наиболее выраженные типы внутренних мотивов обучения: процесс творческого развития в предмете обучения; совместные коллективные действия; процесс познания неизвестного и нового. Мотив понимания необходимости обучения для жизнедеятельности, процесс обучения как возможность общаться, мотив похвалы значимого лица, вполне естественные и полезные мотивы в учебном функционировании, хотя они полностью не относятся к внутренним формам учебного мотивирования.
Насыщены внешними факторами такие мотивы: учеба в форме вынужденного долга; учебный процесс как привычное функционирование; обучение ради лидерства или престижа; желание оказаться в центре внимания. Такие мотивы оказывают отрицательное влияние на характер ученика и в целом учебное функционирование.
Необходимо разъединить понятия мотивация обучения и учебно-познавательное мотивирование. Учебно-познавательное мотивирование включило в себя всевозможные потребности, мотивы, цели, выходящие за границы познания и обучения.
Мотивирование учебно-познавательного процесса является качественно разнообразной системой побуждений, которая направляет ученика на учебную и познавательную деятельность как на способ достижения других целей.
Учебное мотивирование - это широкий спектр побуждений, которые определяют активность ученика и ее направление для овладения методами действий, различным технологиям. Познавательное мотивирование - это побуждения, которые определяют активность ученика и ее направленность на знания: понятие, закономерность, закон, алгоритм.
Общим смыслом развития учебного и познавательного мотивирования учеников является перевод обучающихся с уровня безразличного и отрицательного отношения к обучению, к более зрелой форме положительного отношения к обучению. Оно должно быть ответственным, осознанным, действенным, школьник должен понимать ради чего он учится, и что побуждает его к обучению.
Формируемые мотивы, основное их содержание: учебное мотивирование, познавательное мотивирование, саморазвивающее мотивирование, социальное мотивирование.
Важнейшими компонентами мотивирования к обучению являются: