В педагогической науке выделяются конкретные методы по формированию учебного процесса, они призваны достигать различных задач в обучении.
Этими методами являются:
Система методов по получению новой информации дополняется рассказом, объяснением, школьной лекцией, беседой, работой с книгами, организацией наблюдения, иллюстрацией, демонстрацией.
Рассказ и объяснение являются самыми распространенными методами в построении учебного процесса. Рассказ - это повествовательное изложение педагогом содержания изучаемой информации. В основном им пользуются, излагая учебный материал описательного характера. Например, рассказ о композиторе, писателе, ситуации. С повышением уровня обучения меняется и задача изложения, а, следовательно, меняется объем и стиль рассказа.
Словесным пояснением, анализом, доказательством, истолкованием различных положений излагаемой информации называется метод объяснения. Объяснение используется чаще всего в изучении теоретических материалов научного характера. Как обучающий метод объяснение применяется в работе с учениками разных возрастных групп.
Школьная лекция является продолжительным устным изложением учебного материала, сочетающимся с приемами активизации познавательной работы обучающихся (выписыванием основных мыслей, конспектированием, составлением схематических моделей излагаемой информации). Этим она отличается от объяснения и рассказа, которые излагают учебную информацию небольшого объема.
Беседа - это старый метод дидактического процесса. Необходимо выделить несколько видов беседы, различаются они конкретными задачами, содержанием учебного материала, уровнем творческой познавательной работы обучающихся и собственно места беседы в педагогической науке. В том случае, когда беседа предшествует освоению новых сведений, она называется вступительной или вводной. Целью такого вида беседы является формирование у обучающихся состояния готовности в изучении новых тем.
По форме различается беседа:
Важный метод в обучающем процессе - это работа с книгой. В начальных классах работа с книгой проходит во время занятия и под наблюдением педагога. Первое время работа с книгой дополняет объяснение преподавателя. С повышением этапов обучения, доля такого метода увеличивается.
Работа с книгой осуществляется двумя формами: под наблюдением педагога, и как самостоятельная работа с учебником или учебным пособием. Сущность такого метода (в обеих формах) овладеть новым знанием, при изучении учеником материала и осмысления содержащихся фактов, примеров, закономерностей.
Часто применяется такая работа с книгой: конспектирование, составление конспекта символьного или опорного, составление плана текста, подготовка тезисов.
Применим на прогулках с детьми, на экскурсиях. В начальных классах данный метод не используется в чистом виде, потому что в работе с детьми нужно поддерживать их внимание, поэтому он сочетается с рассказом педагога. Ученики наблюдают предмет или явление, выделяя его отличительные черты.
К наглядным методам обучающего процесса можно отнести иллюстрацию и демонстрацию. Такие методы зависят от наглядных пособий и средств техники. Наглядные пособия применяются с практическими и словесными обучающими методами.
Плакатами, таблицами, картинами, картами, зарисовками на доске пользуется иллюстративный метод.
Метод демонстрации является синтезом словесного и наглядного приемов (рассказ, объяснение). Проводится демонстрация диафильмов, проводятся опыты, показываются приборы, технические установки.
Упражнение является повторным (многократным) выполнением умственных или письменных действий для углубления своих знаний и навыков. Применяются они при изучении всего спектра предметов, на разных этапах обучающей деятельности. Характер учебного процесса влияет на постановку и формирование предложений. Упражнение бывает устное, письменное, графическое, практическое, в зависимости от характера учебного процесса.
Устное упражнение развивает логическое мышление, память, речь, внимание обучающихся. Оно является динамичным и не требует больших временных затрат на ведение записей.
Письменное упражнение используется для закрепления полученных знаний и выработки умений и навыков письма. Оно развивает координацию движений, общую культуру письменной речи, учит самостоятельности в работе.
Графическое упражнение заключается в выполнении рисунков, зарисовок, используется при проведении экскурсий, практической работы, составляются схемы, чертежи, изготавливаются альбомы и плакаты.
На практических работах учащимися осуществляется предметная деятельность по накоплению опыта уже полученной информации. Практическая работа проводится после того, как изучен крупный раздел или тема, носит она обобщающий характер. Учебная работа проводится и в классе, и вне школьного учреждения. Это может быть измерение на местности, облагораживание пришкольного участка.
Для полного личностного развития обучающихся необходимо целенаправленно и планомерно работать, прежде всего преподавателям.