Методы учебно-познавательной деятельности


Методы учебно-познавательной деятельности

Общая характеристика методов учебно-познавательного процесса

В педагогической науке выделяются конкретные методы по формированию учебного процесса, они призваны достигать различных задач в обучении.

Этими методами являются:

  • получение новой информации и знаний;
  • выработка практического умения и навыка, накопление опыта посредством учебного процесса;
  • закрепление пройденного материала;
  • организация взаимодействия обучающихся.
Замечание 1

Система методов по получению новой информации дополняется рассказом, объяснением, школьной лекцией, беседой, работой с книгами, организацией наблюдения, иллюстрацией, демонстрацией.

Метод рассказа и объяснения

Рассказ и объяснение являются самыми распространенными методами в построении учебного процесса. Рассказ - это повествовательное изложение педагогом содержания изучаемой информации. В основном им пользуются, излагая учебный материал описательного характера. Например, рассказ о композиторе, писателе, ситуации. С повышением уровня обучения меняется и задача изложения, а, следовательно, меняется объем и стиль рассказа.

Словесным пояснением, анализом, доказательством, истолкованием различных положений излагаемой информации называется метод объяснения. Объяснение используется чаще всего в изучении теоретических материалов научного характера. Как обучающий метод объяснение применяется в работе с учениками разных возрастных групп.

Метод школьной лекции

Школьная лекция является продолжительным устным изложением учебного материала, сочетающимся с приемами активизации познавательной работы обучающихся (выписыванием основных мыслей, конспектированием, составлением схематических моделей излагаемой информации). Этим она отличается от объяснения и рассказа, которые излагают учебную информацию небольшого объема.

Метод беседы

Беседа - это старый метод дидактического процесса. Необходимо выделить несколько видов беседы, различаются они конкретными задачами, содержанием учебного материала, уровнем творческой познавательной работы обучающихся и собственно места беседы в педагогической науке. В том случае, когда беседа предшествует освоению новых сведений, она называется вступительной или вводной. Целью такого вида беседы является формирование у обучающихся состояния готовности в изучении новых тем.

По форме различается беседа:

  • индивидуальная (адресатом является один ученик),
  • групповая (вопросы направлены группе учеников),
  • фронтальная (вопросы адресованы всему классу).

Метод работы с книгой

Важный метод в обучающем процессе - это работа с книгой. В начальных классах работа с книгой проходит во время занятия и под наблюдением педагога. Первое время работа с книгой дополняет объяснение преподавателя. С повышением этапов обучения, доля такого метода увеличивается.

Работа с книгой осуществляется двумя формами: под наблюдением педагога, и как самостоятельная работа с учебником или учебным пособием. Сущность такого метода (в обеих формах) овладеть новым знанием, при изучении учеником материала и осмысления содержащихся фактов, примеров, закономерностей.

Замечание 2

Часто применяется такая работа с книгой: конспектирование, составление конспекта символьного или опорного, составление плана текста, подготовка тезисов.

Наблюдательный процесс, метод иллюстрации и демонстрации

Применим на прогулках с детьми, на экскурсиях. В начальных классах данный метод не используется в чистом виде, потому что в работе с детьми нужно поддерживать их внимание, поэтому он сочетается с рассказом педагога. Ученики наблюдают предмет или явление, выделяя его отличительные черты.

К наглядным методам обучающего процесса можно отнести иллюстрацию и демонстрацию. Такие методы зависят от наглядных пособий и средств техники. Наглядные пособия применяются с практическими и словесными обучающими методами.

Плакатами, таблицами, картинами, картами, зарисовками на доске пользуется иллюстративный метод.

Метод демонстрации является синтезом словесного и наглядного приемов (рассказ, объяснение). Проводится демонстрация диафильмов, проводятся опыты, показываются приборы, технические установки.

Метод упражнения

Упражнение является повторным (многократным) выполнением умственных или письменных действий для углубления своих знаний и навыков. Применяются они при изучении всего спектра предметов, на разных этапах обучающей деятельности. Характер учебного процесса влияет на постановку и формирование предложений. Упражнение бывает устное, письменное, графическое, практическое, в зависимости от характера учебного процесса.

Устное упражнение развивает логическое мышление, память, речь, внимание обучающихся. Оно является динамичным и не требует больших временных затрат на ведение записей.

Письменное упражнение используется для закрепления полученных знаний и выработки умений и навыков письма. Оно развивает координацию движений, общую культуру письменной речи, учит самостоятельности в работе.

Графическое упражнение заключается в выполнении рисунков, зарисовок, используется при проведении экскурсий, практической работы, составляются схемы, чертежи, изготавливаются альбомы и плакаты.

Метод практической работы

На практических работах учащимися осуществляется предметная деятельность по накоплению опыта уже полученной информации. Практическая работа проводится после того, как изучен крупный раздел или тема, носит она обобщающий характер. Учебная работа проводится и в классе, и вне школьного учреждения. Это может быть измерение на местности, облагораживание пришкольного участка.

Для полного личностного развития обучающихся необходимо целенаправленно и планомерно работать, прежде всего преподавателям.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :