Современным образовательным процессом на первый план выдвигаются не одно лишь усвоение предметного материала, умений и навыков, объем которых неустанно возрастает, а и личность самого обучающегося как индивида, обладающего собственными потребностями и мотивациями.
Характер потребности, мотива, интереса, лежащего в основе любого занятия, направляет активность личности обучающегося. Степень вовлеченности в познавательный процесс, инициативность, удовлетворение собой и своими достижениями сможет обеспечить дальнейшее самосовершенствование и самореализацию человека.
Обучение представляет собой напряженный, сложный процесс, при котором требуются усилия воли, ума, воображения, памяти. Обучение способно отражать всю сущность педагогической деятельности (всестороннее личностное развитие, единство процессуальной и содержательной стороны).
Познавательной деятельностью называется единство чувственных восприятий, умение теоретически мыслить и вести практическую деятельность. Она происходит на каждом жизненном этапе, во всех процессах и взаимоотношениях обучающихся (трудовой процесс, ценностно-ориентационный процесс, художественно-эстетическая работа). А также при помощи выполнения разных видов предметных и практических действий в учебной работе (конструирование, моделирование, эксперименты). Познание в обучающем процессе четко оформляется в присущую человеку учебно-познавательную работу.
Активность характеризует отношение учеников к обучающему процессу. Проявление активности в обучении, освоении, запоминании может определить степень интенсивности и прочности соприкосновений ученика и предмет его труда.
Самостоятельность и активность идут рука об руку, являясь важными сторонами мотивации учеников. Самостоятельность подразумевает, что объект, средства деятельности, и методы ее осуществление определяются самим учеником без преподавателя и взрослого. Активные ученики являются, как правило, самостоятельными.
Активизацией называется управление активностью обучающихся. Активизация это перманентный процесс, побуждения учеников энергично и целенаправленно учиться, преодолевать пассивную и стереотипную деятельность, спад и застой в умственной работе. Важной целью активизации является формирование активности учеников и повышение качества учебной и воспитательной деятельности.
Педагогическая практика использует разные пути активизации познавательной деятельности, основные из них - разнообразие формы, методы, средства обучения, или же выбор таких их сочетаний, которые в возникшей ситуации простимулируют активность и самостоятельность учеников.
Положительный активизирующий результат дают ситуации, где ученики:
Большую роль в учебном функционировании играют механизмы саморегулирования и самоконтроля, то есть реализуются самообучающие принципы. Такие принципы индивидуализируют учебно-познавательный процесс каждого ученика, основываясь на их активном стремлении к совершенствованию и пополнению собственной базы знаний и умений, в процессе самостоятельного изучения дополнительной литературы, а также получая консультации.
Активные действия как самостоятельные, так и коллективные происходят только при наличии стимула. Таким образом, важное место занимает мотивация учебно-познавательного процесса, как одного из главных принципов активизации. В начале активной работы должно быть желание ученика решать проблемы и задания, познавать что-либо, доказывать, оспаривать.
Творчество в учебно-познавательном процессе, является выраженным стимулом познавательной деятельности. Исследования в процессе познания и обучения пробуждают в учениках творческую заинтересованность, что побуждает их активно самостоятельно и коллективно искать новые знания.
Главным побудителем к активной работе учеников является принцип состязательности. Это не только соревнование за лучшую оценку в учебной деятельности, но и другая мотивация. Каждый ученик показывает себя с лучшей стороны, демонстрируя глубину своих умений и знаний. Состязательность ярко проявляется в игровых формах.
Помимо того активность детей стимулируют занятия, которые проводятся в форме игры, куда включен и фактор профессиональных интересов, и принцип состязательности. Игровое занятие саморазвивает учеников. Любые игры побуждают участников действовать.
Широко используются информационно-коммуникационные технологии в образовательной деятельности. Компьютер применяется на занятиях, что повышает интенсивность учебной работы. Компьютерные технологии представляют собой уникальное средство в учебной работе благодаря наличию функциональных возможностей. Современные компьютерные технологии в учебном функционировании являются важным условием модернизации образовательной деятельности.