Процесс обучения – это не чисто механическая совокупность основных элементов процесса, а новейшее и целостное явление.
При этом можно сказать, что целостный педагогический процесс отражает целенаправленность усилий в реализации педагогической деятельности.
В своей практике педагогический процесс представляет совокупность таких процессов:
При этом педагогический процесс это не механическое объединение, а их качественное образование. При этом все компоненты интегрированы и способствуют развитию личности.
Структура педагогического процесса представляет собой совокупность целей, содержания , взаимосвязанной деятельности педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности.
В структуре взаимодействия учителя и учеников выделены следующие компоненты:
Целостный учебно-воспитательного процесса не может быть сведена к только единству процесса обучения и воспитания. А также не возможно его рассматривать как единство умственных, нравственных, эстетических, трудовых, физических процессов воспитания.
В педагогике нет точного и однозначного толкования понятия целостный педагогический процесс. В общем смысле данное понятие можно трактовать как единство объекта, его автономность, независимость от внешнего влияния, а с другой целостность представляет собой единство всех своих компонентов.
Целостность возникает на определенном этапе педагогического процесса, и исчезает на другом, при этом это прослеживается как в теоритической, так и в практической педагогике и процесс характеризуется целенаправленностью.
Сам по себе педагогический процесс это целостное явление, которое при помощи усилий педагогов приближен к целостности через решение противоречий, возникающих в процессе, а также решение противоречий между специальным влиянием на ученика и его личностью в процессе жизнедеятельности.
Принцип целостность это и есть основа педагогического процесса. При этом целостность рассматривается как закономерное свойство процесса, которое существует, как и школа в обществе и сам процесс обучения в школе. В процессе учебно-воспитательной работы целость проявляется как в единстве преподавания и учения, так и в единстве функций практической педагогики.
В рассматриваемом вопросе важно учесть, что каждый из процессов выполняет также и сопровождающие функции, которые тоже отличаются целостностью. К примеру, воспитание реализовывает не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение невозможно без процессов развития и воспитания. Эти связи дают свой путь и влияние на цели, задачи, методы и формы проводимого учебного процесса
Целостность учебно-воспитательного процесса может быть рассмотрена и через единство его структурных компонентов к которым относятся: