Целостность учебно-воспитательного процесса


Целостность учебно-воспитательного процесса

Понятие педагогического процесса

Определение 1

Процесс обучения – это не чисто механическая совокупность основных элементов процесса, а новейшее и целостное явление.

При этом можно сказать, что целостный педагогический процесс отражает целенаправленность усилий в реализации педагогической деятельности.

В своей практике педагогический процесс представляет совокупность таких процессов:

  • Формирование
  • Развитие
  • Обучение
  • Воспитание
  • Саморазвитие
  • Самовоспитание

При этом педагогический процесс это не механическое объединение, а их качественное образование. При этом все компоненты интегрированы и способствуют развитию личности.

Структура педагогического процесса представляет собой совокупность целей, содержания , взаимосвязанной деятельности педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности.

В структуре взаимодействия учителя и учеников выделены следующие компоненты:

  • Целевой
  • Стимулирующе-мотивационный
  • Содержательный
  • Операционно-действенный
  • Контрольно-регулировочный
  • Оценочно-результативный

Целостность педагогического процесса

Целостный учебно-воспитательного процесса не может быть сведена к только единству процесса обучения и воспитания. А также не возможно его рассматривать как единство умственных, нравственных, эстетических, трудовых, физических процессов воспитания.

В педагогике нет точного и однозначного толкования понятия целостный педагогический процесс. В общем смысле данное понятие можно трактовать как единство объекта, его автономность, независимость от внешнего влияния, а с другой целостность представляет собой единство всех своих компонентов.

Целостность возникает на определенном этапе педагогического процесса, и исчезает на другом, при этом это прослеживается как в теоритической, так и в практической педагогике и процесс характеризуется целенаправленностью.

Сам по себе педагогический процесс это целостное явление, которое при помощи усилий педагогов приближен к целостности через решение противоречий, возникающих в процессе, а также решение противоречий между специальным влиянием на ученика и его личностью в процессе жизнедеятельности.

Принцип целостности

Принцип целостность это и есть основа педагогического процесса. При этом целостность рассматривается как закономерное свойство процесса, которое существует, как и школа в обществе и сам процесс обучения в школе. В процессе учебно-воспитательной работы целость проявляется как в единстве преподавания и учения, так и в единстве функций практической педагогики.

В рассматриваемом вопросе важно учесть, что каждый из процессов выполняет также и сопровождающие функции, которые тоже отличаются целостностью. К примеру, воспитание реализовывает не только воспитательную, но и развивающую и образовательную функции, а обучение невозможно без процессов развития и воспитания. Эти связи дают свой путь и влияние на цели, задачи, методы и формы проводимого учебного процесса

Целостность учебно-воспитательного процесса может быть рассмотрена и через единство его структурных компонентов к которым относятся:

  • Эмоционально-ценностный компонент, характеризующийся уровнем взаимоотношений между субъектами процесса обучения.
  • Содержательно-целевой компонент – это связь общих, индивидуальных и частных целей образования и воспитания.
  • Организационно-деятельностный компонент представляет собой управление учебно-воспитательным процессом с применением определенных форм, методов и средств обучения и воспитания.
  • Контрольно-оценочный компонент представляет собой как контроль так и оценку педагогами деятельности и поведения обучающихся или воспитанников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :