Формы обучения

Форма обучения

Определение 1

Форма обучения с точки зрения дидактической категории характеризуется как внешняя сторона организации учебного процесса. Вид формы зависит от содержаний, целей, средств, методов обучения и других составляющих.

Существуют разнообразные формы обучения, каждая из которых распределяется на разные основания, в зависимости от количества обучающихся, месту обучения, времени и порядку его выполнения. Можно выделить следующие виды:

  • Школьные и внешкольные;
  • Классные и внеклассные;
  • Аудиторные и неаудиторные;
  • Парные;
  • Фронтальные;
  • Коллективные;
  • Групповые;
  • Индивидуальные.

Данные виды не являются строгими научными классификациями, но с помощью них возможно упорядочить разнообразность обучающих форм.

Школьные и внешкольные, аудиторные и не аудиторные, классные и внеклассные виды связанны с метом проведения. Они могут проводиться в общепринятом месте, либо же в специально подобранном.

Парное обучение – это взаимодействие в образовательном процессе двух учеников, с целью достижения общего результат в поставленной конкретно для них задаче.

Под фронтальной формой обучения понимается единая работа педагога с его учениками, в едином темпе и с едиными задачами.

Коллективная форма обучения имеет отличие от фронтальной в том, что учащийся характеризуется как отдельный коллектив со своей особенностью восприятия.

Групповая форма обучения подразумевает под собой взаимовыгодную работу учащихся, протекающую в группах, созданных на разнообразных основах.

Индивидуальная форма обучения, как вид является действием взаимодействия учителя и одного ученика.

Организация форм обучения

Определение 2

Форма организации обучения – это конструкция звена, которое состоит в процессе обучения, определенная разновидность занятий (экзамен, лекция, семинар, урок, занятие физкультурой и т.п.)

Для определения классификации форм организации обучения педагоги-ученные используют разные основания.

В.И. Андреев закладывает в понятие формы обучения структурные взаимодействия элементов обучения, исходящее из преобладания доминирующих элементов. Им выделяются следующие формы обучения: вводное занятие, занятие-углубление в знание, занятие на практике, занятие для обобщения и систематизации полученных знаний, занятие по контролю над знаниями. В.А. Онищук выделяет следующие формы организации обучения с точки зрения дидактических функций: комбинированные, теоритические, практические, трудовые.

А.В. Хуторской обозначил три вида форм, объединив их в группы: индивидуальную, коллективно-групповую, индивидуально-коллективную.

Под индивидуальной группой он подразумевал: самообучение, семейное обучение, гувернерство, менторство, тьюторство, репетиторство.

Коллективно-групповые занятия состоят из: деловых игр, экскурсий, олимпиад, конференций, семинаров, лекций, уроков.

Индивидуально-коллективные занятия характеризуют собой: проекты, научные недели, недели творчества, погружение в изучаемый предмет.

Происхождение форм обучения

Формы обучения не являются пассивными, они динамичны и развиваются вместе с наукой, обществом, заменяются одна на другую. История мировой образовательной системы знает всевозможные системы обучения, которые используют те или иные формы обучения.

Первобытное общество заложила основы индивидуального обучения, сутью которого являлось передача опыт от старшего поколения к младшему. Период использования этой системы, пришелся на античное время, на период средневековья. Основная суть данного обучения заключалась в получении знаний учеником один на один с учителем, что в свою очередь не могло позволить охватить большее количество учеников.

В связи с развитием общества и его потребностей, требовалось большее количество образованных людей. И на смену индивидуальных занятий пришли другие формы организаций. Однако свою индивидуальность обучение сохранило в виде:

  • Менторства
  • Тьюторства
  • Репетиторства

Репетиторство представляет собой педагогический процесс, основной задачей которого является подготовкой ученика к успешной сдаче экзамена.

Тьюторство и менторство имеют обширную практику применения за рубежом. Обе формы способны создать для ученика, продуктивную сферу обучения. Ментор на правах советчика и наставника ученика, может вносить индивидуальность в изучаемый предмет, помогать в выполнении заданий, оказывать помощь в адаптации к жизни.

Определение 3

Тьютор для ученика является научным руководителем. Функцию тьютора может выполнить учитель, подготавливающий ученика к выступлению за круглым столом, конференции и прочим научным мероприятиям.

Инновационные формы обучения

Инновации присуще всем сферам деятельности человека, они разрабатываются учеными, педагогами, целыми коллективами. Их опыт и знания способствуют развитию уже имеющихся методов и практик. Это процесс не может быть стихийным, ему требуется управление.

После внедрения в учебно-воспитательный процесс усовершенствованных технологий, воспитатель стал расширять свои познания в педагогических направлениях. Это требует от воспитателя специальных психолого-педагогических подготовок, так как профессионализм учителя заключается не только в отличном знании предмета, но и в актуальности знаний.

Фронтальные и индивидуальные формы обучения являются основными в системе обучения, а коллективные формы стали принципиально новым видом. В современной реальности, интерес учеников к учебе резко упал, в основном из-за устаревших методик проведения урока. Поиски новых способов подачи обучающего материала привели к созданию нестандартных уроков.

Самыми распространёнными видами нестандартных уроков являются:

  • Уроки-экскурсии
  • Интегрированные уроки
  • Уроки-семинары
  • Уроки-конференции
  • Ролевые игры
  • Уроки-концерты
  • Уроки-конкурсы
  • КВН
  • Пресс конференции
  • Деловые игры

Своевременная реакция на социальные потребности помогут инновациям в образовательной сфере стать более эффективными, что приведет к развитию нового поколения образованных людей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :