Из всех существующих технологий обучения, разработанных в отечественной педагогике, одна из более признанных - это технология развивающего обучения. У ее истоков стоят Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов.
Основная цель данной технологии в учебной деятельности – это воспитать из каждого учащегося субъекта, как учения, так и собственной жизни, т.е. такого человека, который готов сделать выбор пути, который может ставить перед собой задачи и находить наиболее оптимальные пути их реализации.
Согласно технологии основные характерные черты субъекта учения это:
Таким образом, ребенок как субъект учения определяется наличием цели сознательных изменений, а также являющийся субъектом деятельности на всех ее этапах. В учебной деятельности он занимает позицию исследователя, а роль учителя вывести личность ученика в режим развития и побудить жажду познания.
Главная суть данной технологии это развитие личности, ее способностей, а также формирование теоритического мышления как основы творчества. Учебный процесс ориентирован на возможности ученика и их реализацию. Основные механизмы обучения это условия, в которых ученик ищет способы решения определенных задач, сам ищет необходимые для этого знания. Процесс отводится поиску, а не усвоению.
Следующая особенность основа на формировании механизмов мышления, а не простом использовании памяти. В учебном процессе ученик совместно с учителем проживает весь цикл познания, начиная от поиска задачи заканчивая полным ее решением.
И последняя особенность заключается в приоритете дедукции, т.е. построения умозаключений от общего к частному.
Механизмом реализации технологии развивающего обучения является вовлечение учащегося в разнообразные виды деятельности. Главное понятие механизма реализации это целенаправленная учебная деятельность. Она существенно отличается от другой деятельности тем, что направлена на получение внутренних результатов, на достижение теоритического уровня мышления.
Целенаправленная учебная деятельность это иная форма деятельности ученика, которая направлена в первую очередь на изменение себя.
Процесс и механизмы организации целенаправленной учебной деятельности это одна из наиболее сложных методических задач педагога, которая может решаться при помощи методов и приемов развивающего обучения (включая проблемные методы).
Главное отличие от традиционной технологии в том, что в развивающем обучении расчет идет на абсолютно иной характер оценки учебной деятельности. Качество и объем выполненной работы ученика оценивается с точки зрения его субъективных возможностей. Оценка отражает персональное развитие, совершенство его учебной деятельности. Потому, если ученик работает на пределе своих возможностей, то он обязательно заслуживает высшей оценки, даже если, с точки зрения возможностей другого ученика, это весьма посредственный результат. Здесь важны не отличные оценки сами по себе, а отличные оценки как средство, стимулирующее выполнение учебной деятельности. Темпы развития личности глубоко индивидуальны, и задача учителя вывести каждого ученика в режим развития, пробудить в ученике инстинкт познания, самосовершенствования.