Условия успешного воспитания в семье


Условия успешного воспитания в семье

Функциональная роль семьи в формировании личности ребенка

Семейное воспитание представляет собой сложный механизм, систему, имеющую множество сторон и компонентов. Семейное воспитание подвержено воздействию большого количества факторов.

На воспитание оказывают влияние генетический и природный фактор, здоровье детей и родителей, финансовый аспект, семейное благополучие, социальный статус, уклад жизни, традиции семьи, количество членов семьи, место проживания и условия быта, отношение к ребенка. Каждый фактор оказывает влияние на воспитательный процесс по-разному, в зависимости от специфики той или иной семьи.

На любую семью возложены следующие функции:

  • Образовательная;
  • Воспитательная;
  • Оздоровительная;
  • Бытовая;
  • Духовно-нравственная;
  • Трудовая;
  • Культурно-просветительная;
  • Защитная;
  • Творческая;
  • Стимулирующая.

Воспитание в семье начинается, фактически, с первых дней жизни ребенка. Родители обеспечивают нормальные условия для его физического развития, режим питания и сна, проводят гигиенические процедуры, учатся различать желания и потребности ребенка и выполнять их.

При этом, родители учатся отличать капризы детей от их реальных потребностей и нацелены на пресечение капризов. Это создает условия для первых нравственных уроков, на основе которых происходит последующая выработка системы нравственных ценностей и ориентиров.

Любые воспитательные задачи на ранних этапах развития решаются в игровой форме. Это способствует лучшему усвоению уроков и их практичности. С помощью игр родители обучают детей правильному и неправильному поведению, реагированию на внешние факторы воздействия, построению взаимоотношений с окружающими людьми, развивают первые нравственные качества личности, необходимые для ее социализации.

Нравственные ориентиры ребенка формируются в семейных условиях на основе усиленного интеллектуального развития, характеризующегося действиями ребенка и его речевыми навыками. Поэтому, родители направляют свои средства воздействия на развитие речи ребенка, расширения его словарного запаса и осознанного пользования речью.

С ранних лет, семья воспитывает в ребенке чувства любви и привязанности, что в этом институте наиболее достижимо и эффективно, поскольку все взаимоотношения в семье имеют ярко выраженный эмоциональный и чувственный окрас. Чувство привязанности к своим родным развивает в ребенке чувство любви ко всему живому, желание защищать и оберегать природу и ее обитателей, уважать старших, культуру, желания и потребности других людей.

Замечание 1

Семья играет значимую роль во всех воспитательных аспектах. В семье происходит активное вовлечение ребенка в трудовую деятельность, прививается любовь к труду, воспитывается трудолюбие как главный показатель успешного нравственного воспитания.

Семья имеет огромные возможности для эффективного эстетического воспитания. Родители прививают детям чувства прекрасного посредством знакомства с красотой окружающего мира, походами на культурные мероприятия – театры, музеи, концерты, знакомства с литературой, живописью, музыкой.

Авторитет родителей как первостепенное условие успешного воспитания

Воспитать ребенка в семье – дело не из легких. Родители должны иметь определенный авторитет, чтобы оказать должное воспитательное воздействие на свое чадо.

Замечание 2

Авторитет родителей основывается на том, что он принимается как данность, особый статус старшего, который не требует утверждения, обладающего особой силой и ценностью для ребенка. Именно поэтому ребенок стремится слушаться советов родителей и берет их модель поведения в качестве основы единственно верного.

За счет родительского примера и авторитета происходит передача социального опыта между поколениями. Нравственные ценности, идеалы, взгляды, устои передаются от родителей к детям, только при условии, что родители обладают необходимым для этого авторитетом.

Авторитет родителей базируется на их гражданской позиции, общественном поведении, социальном статусе, материальном положении. Чтобы организовать себе авторитет, родителям не требуется совершать каких-то особенных действий и поступков. Достаточно отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, быть честными с самими собой и с ребенком.

Родителям не нужно стремиться быть самым лучшим в какой-то сфере. Главное, чтобы ребенок видел и мог оценить их достижения и заслуги и сравнить с деятельностью других людей, например, родителей сверстников.

Авторитет родителей является для ребенка основным видом помощи. При этом, о помощи ребенок может и станет просить, но покажет, что не знает как поступить в той или иной ситуации, какое решение принять и какой путь является верным.

Ребенку нужно оказать помощь, не оказывая на него давления и не принуждая его поступать так, а не иначе. Это укрепит авторитет родителей в его глазах и поможет воспитать личность, наделенную основными духовно-нравственными качествами.

Система успешного семейного воспитания

Чтобы воспитание в семье было продуктивным и ориентированным на достижение основных воспитательных целей и задач требуется соблюдать некоторые основные условия при построении системы воспитания. К таким условиям относятся:

  • Благоприятная семейная атмосфера – условия, в которых протекает жизнедеятельность и развивается ребенок. От них зависит его благополучное психическое и эмоциональное состояние, стремления к познанию и самосовершенствованию;
  • Положительный пример родителей – модель поведения родителей, которую ребенок усваивает неосознанно и постоянно;
  • Поиск золотой середины – выбор приемов и методов воспитательного воздействия, а также стилей семейного воспитания должен подбираться в соответствии со спецификой развития ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями. Недопустимо впадать в крайности;
  • Значимость родительского авторитета – построение авторитета родителей в качестве основы формирования нравственных качеств личности;
  • Применение наказаний, но в умеренных количествах. Наказания должны быть использованы только в том случае, если они приносят должный эффект т.е. ребенок осознает свою неправоту и старается исправиться. Недопустимо применять наказания в качестве основы воспитания и строить его лишь на страхе наказания;
  • Мера эмпатии родителей по отношению к детскому поведению и поступкам . Важно находить баланс между принуждением ребенка к доверительным отношениям отстранением от участия в их проблемах и переживаниях;
  • Взаимоотношения между братьями и сестрами – построение оптимальных взаимоотношений в семье благотворно сказывается на дальнейшей социализации ребенка;
  • Участие бабушек и дедушек в воспитании – учитывать влияние бабушек и дедушек на воспитание ребенка очень важно, поскольку, между детьми и стариками складываются особые взаимоотношения, несущие определенный отпечаток на их жизнедеятельность.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :