Уровни образовательного пространства


Уровни образовательного пространства

Понятие «образовательное пространство» недостаточно исследовано в науке, поэтому может рассматриваться с разных позиций, в зависимости от подхода конкретного ученого.

Мировой уровень

Если взглянуть на данное понятие с мировых позиций, то можно говорить об образовательном пространстве в мировом масштабе. К нему относится та часть стран, которые присоединились к реформам Болонского процесса.

Приращение этого пространства происходит с помощью присоединения стран, желающих участвовать в реформе высшего образования, тем самым повышая уровень высшего профессионального образования в своей стране. Кроме того это дает реальную возможность обучения студентам и стажировки преподавателям в вузе за рубежом в странах- участницах Болонского процесса.

С этой точки зрения можно выделить три уровня образовательного пространства:

  • Первый – начальный, когда было впервые заключено Болонское соглашение в 1999 году, которое было подписано 28-ю странами.
  • Второй – отражающий степень совершенных реформ и количество присоединившихся стран за период с 1999 до 2010 года.
  • Третий – современный этап существующего образовательного пространства, претерпевшего изменения за годы реформы, расширенного по странам, получившим как позитивный, так и негативный опыт реформирования системы высшего профессионального образования.

С точки зрения образовательного пространства как поликультурной системы образования в мире в соответствии с менталитетом можно выделить следующие уровни:

  1. Европейский (Западный),
  2. Восточный (к нему, по мнению отдельных исследований, можно отнести и Россию по причине довольно низкого уровня образования, в том числе и дистанционного).
Замечание 1

Кроме того уровни образовательного пространства в мире могут определяться рейтингом высшего профессионального образования. Лидером здесь считается США (первый уровень). Лучший вуз России МГУ находится на 183 месте (соответствующий уровень).

Выделим два уровня образовательного пространства с различными реформами системы образования:

  • Болонский процесс (1999);
  • Копенгагенский процесс (2003).

Исследователи отмечают тенденции обоих процессов в российском реформировании системы образования, из чего можно сделать предположение о негласном существовании третьего уровня, интегрирующего вышеназванные два.

Несмотря на то, что российский город Нижний Новгород выиграл возможности реализации Болонского процесса, и российские преподаватели могут получать образование в Италии в течение года, что отражается в дипломе, а сама Россия проводит реформы директивно, кардинально ломая предыдущую систему образования, по мнению некоторых ученых уровень образовательного пространства в нашей стране все еще остается нмзким.

Уровень государства

Вместе с тем уровни образовательного пространства могут предполагать иную иерархию, если под образовательным пространством понимать систему образования внутри одного государства.

В этом случае уровни образовательного пространства следующие:

  1. Государственный: разрабатывает ФГОС,
  2. Региональный: реализация ФГОС,
  3. Муниципальный: реализация ФГОС,
  4. Районный: реализация ФГОС,
  5. Уровень образовательного учреждения: реализация ФГОС.

Уровень государственного образовательного учреждения

Если под образовательным пространством понимать систему образовательных учреждений со всем комплексом данных организаций, то можно выделить следующие уровни образовательного пространства (2016):

  1. Уровень системы дошкольного образования,
  2. Уровень системы школьного образования с подуровнями: начальное, среднее общее и среднее полное,
  3. Уровень системы профессионального начального, среднего и высшего образования,
  4. Уровень системы послевузовского образования: аспирантура, докторантура,
  5. Уровень системы инклюзивного образования.

При этом данная иерархия под влиянием Болонского процесса также несколько видоизменилась на уровнях вузовского и послевузовского образования.

Переход на двухуровневое образование логически объясняет идею непрерывного образования, что является для выпускников-бакалавров с получением диплома некоторым противоречием, так как у них возникает чувство завершенности обучения.

Вместе с тем сокращение периода обучения (бакалавриат вместо специалитета) экономически выгодно, так как менее затратно. Деятельностный подход используется, чтобы обучающиеся могли легко перейти на практически самостоятельное образование.

Замечание 2

Введение бакалавриата обусловлено тем, что высшее образование стало явлением массовым и в то же время некачественным по причине, в том числе, его коммерциализации, отсутствия рабочих мест для выпускников вузов, отсутствие интереса выпускников работать по специальности. В то время как бакалавриат позволяет получить некоторые навыки и знания, а работу выпускники, как правило, уже имеют, не задумываясь о специальности.

В результате реформ Болонского процесса в образовательном пространстве высшей школы нашей страны образовано несколько уровней. Некоторые из них находятся еще в стадии реформирования:

  1. Бакалавриат – степень бакалавра – 4 года обучения,
  2. Специалитет – специалист – 5 лет обучения,
  3. Магистратура – степень магистра – 2 года обучения,
  4. Аспирантура – преподаватель, исследователь (до настоящего времени это еще не определено законодательно, как и степень аттестации: научный доклад, ВКР или кандидатская диссертация) – 3 года обучения,
  5. Докторантура – степень доктора наук (в настоящее время защищают и кандидатские диссертации, в связи с чем предлагают создать докторантуру первой ступени – кандидаты наук, которые защищаются в Совете для докторов, и второй ступени – доктора наук).

Другие уровни образовательного пространства

По функции, которые может выполнять образовательное пространство, выделяются следующие уровни:

  • Традиционный: образование медленно поддается изменениям, по причине огромной территории и недостаточности финансирования,
  • Информационный: охватывает большую территорию, благодаря информационным технологиям и наличию открытых образовательных ресурсов,
  • Поликультурный: учитывает многообразие этносов, культур на мировом образовательном пространстве, или в масштабах одной многонациональной страны.

Таким образом, уровни образовательного пространства многогранны по причине различных значений, в которых данное понятие может пониматься и употребляться. Многие моменты по данному вопросу находятся в стадии реформирования, поэтому неопределенны, противоречивы и требуют дальнейших разработок, исследований, апробаций.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :