В основу трудового воспитания современного школьника положено тесное переплетение траекторий его индивидуального психического развития, профессионального становления и должных черт характера. Поэтому атрибутивными характеристиками трудового воспитания школьников сегодня является образованность и мировоззренческая зрелость, стремление к социально-профессиональному самосовершенствованию, высокая общая работоспособность.
Идея труда как определяющего фактора воспитания человека нашла отражение в творчестве многих классиков педагогической мысли. В частности, А. С. Макаренко считал труд генерирующим средством социального становления личности. Им были выдвинуты гуманистические идеи реализации основ трудового воспитания, в частности:
В. А. Сухомлинский видел первоисточником трудового воспитания личности в уважении к продуктам деятельности других людей, а труд – основой жизнедеятельности, самосовершенствования, смыслом жизни самого человека. Сформулированные им принципы трудового воспитания служат ориентиром в выработке трудовых качеств современных школьников (высокий уровень нравственности труда, его общественно-полезный критерий; разнообразие форм труда; непрерывность, постоянство, посильность и др.). Производительный труд, исследование, техническое творчество, профессиональное обучение и воспитание основными методами повышения качества знаний, практических навыков, культуры труда, трудового воспитания и тому подобное.
Учителя должны сами осознать, что готовность учащихся к труду в современных условиях связано с развитием экономики и общества в целом и предусматривает:
Формирование готовности учащихся к профессиональной деятельности должно учитывать столь важную составляющую в трудовом воспитании как обучение труду, осуществляемое с 1 класса вплоть до окончания школы. Содержание трудового обучения указано в учебной программе по трудовому обучению для каждого класса.
Сейчас школы ориентированы на несколько этапов подготовки учащихся к труду.
Первый этап, задействующий учеников начальной школы, на уроке труда зачастую комбинируется с уроком искусства, превращаясь в урок художественного труда. Ученики приобщаются к работе с различными материалами, среди которых – бумага, картон, пластилин, природные материалы. Они выращивают свои сельскохозяйственные растения возле школы, заводят домашнее животное, пытаются изготовить подарки или игрушки. Посильность такого полезного труда позволяет с первого класса ощущать любовь и уважение к работе, уметь делать полезные вещи собственноручно, развивать интересы и увлечения, организовывать полезные занятия как хобби.
Второй этап, задействующий учеников 5-9 классов позволяет ученикам, опираясь на наличный опыт, обрабатывать металл, дерево, постигать основы электротехники, механики, физики и др. Городские школы позволяют обучать техническому и обслуживающему труду, а сельские – сельскохозяйственному, обслуживающему и техническому.
Третий этап, задействующий учеников 10-11 классов, характеризуются профессиональной направленностью. Программа трудового обучения целенаправлена на ознакомление с различными профессиями. Для старшей школы важно овладеть умениями и навыками популярных профессий, учитывая региональный компонент, а также учебно-техническую и производственную базу.
На этом этапе важно знакомить учеников с основами экономических теорий, предпринимательской деятельностью, законодательством по вопросам предприятия, финансово-кредитными операциями, психолого-педагогическими принципами управления. Однако выбор своей профессии считается одной из важнейших задач в жизни каждого старшеклассника, поскольку это предопределяет дальнейшую судьбу и специфику работы. Этот выбор позволяет определить степень реализации человека в разных сферах жизнедеятельности, качественные и количественные достижения и вклад в развитие общества. По этой причине некоторые называют выбор профессии точкой пересечения интересов человека и общества.
Однако для профориентационной работы важно брать во внимание, во-первых, природные способности и склонности школьника, а во-вторых – перспективы развития социума, экономико-политической ситуации, требующих подготовку специалистов, которые смогут организовать и профессионально заниматься своим бизнесом, быть готовыми к конкуренции с другими, развивать уровень квалификации, а также переквалифицироваться.
Сознательность выбора профессии подразумевает глубокое ознакомление ученика с особенностями выбранной профессии, способность сопоставлять собственные интересы и возможности с профессиограммой выбранного места работы, осознание масштабов востребованности данной профессии в условиях современного общества.
Известно, что профориентация в стенах школы является длительным, с каждым годом все более сложным процессом, который предполагает такие главные аспекты (этапы):