Трудовое воспитание и обучение


Трудовое воспитание и обучение

Проблема трудового воспитания в научной литературе

Педагогически организованный труд – эффективное средство развития всех физических и духовных сил и способностей человека. Идея подготовки детей труда нашло свое отображение в памятниках педагогической мысли Демокрита, Антисфена, Аристотеля. Воспитание у учащихся потребности в труде как важной жизненной необходимости – постоянная и сложная задача семьи, школы, производства и общественных формирований.

Еще Э. Сеген отмечал в своём труде, что задача воспитания сводится к следущему: дать индивиду или народу развивать его органы так, чтобы функции его достигали возможного обеспечения деятельности, скорости, точности – способности к физическому труду, уму, нравственности – все это должно охватывать воспитания.

Понятие «трудовое воспитание» рассматривается как процесс формирования мировоззренческих представлений на труд как на жизненную необходимость, а в перспективе – как естественную потребность человека, утверждение ее моральных ценностей. Оно используется в литературе для определения процесса формирования идейно-нравственной позиции личности в труде, что соответствует общественным идеалам. При этом исследование теоретико-методических проблем трудового воспитания связывается с решением очень важной задачи: добиться осознания личности необходимости свои способности направить на высокопроизводительный труд. Таким образом, трудовое воспитание рассматривается как основная ценность в развитии личности, составляющая часть трудовой подготовки учеников, обеспечивая социальную направленность, моральный аспект трудовой рост личности.

Замечание 1

Успешное формирование личности может осуществляться только на основе организованного сочетания воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Представители педагогической мысли (К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.) видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Проблема трудового воспитания и обучения является одной из наиболее значимых отраслей психологии и педагогики. Педагогика рассматривает трудовое воспитание и обучение учащихся школы как единственный и целенаправленный процесс, который решает конкретные воспитательные и общеобразовательные задачи. Наиболее глубоко и последовательно идею привлечения детей к общественно полезному производительному труду развивали Л. Выготский и А. Н. Граборов. Они считали, что устранение учащихся школы от профессионально-трудового обучения и воспитания не только усложняет их подготовку к будущей трудовой деятельности, но и подчеркивает их дефективность, усиливает недостатки развития и не способствует коррекции. И наоборот, подготовка и включение в общественно полезный труд позволяет наиболее успешно раскрыться их индивидуальности. В таком аспекте труд выступает как средство социального воспитания, и как одна из главных задач обучения и воспитания детей.

Воспитательная роль труда в образовании

Воспитательная роль труда в школе, кроме выше сказанного заключается, прежде всего, в том, что по этой линии работы особенно ярко осуществляется специальная задача школы – развитие познавательной сферы учащихся.

Трудовое воспитание является системой воспитательных воздействий, цель которых заключается в морально-психологической подготовке учащихся к будущей профессиональной деятельности. Высокий уровень ее развития предполагает овладение личностью общими основами:

  • организации труда;
  • умением определить цель;
  • разработать реальный план ее достижения;
  • организовывать свое рабочее место;
  • рационально распределять силы и средства с целью достижения желаемого результата с минимальными затратами;
  • анализировать процесс и результат собственных трудовых усилий;
  • вносить необходимые коррективы.

Трудовое воспитание учащихся школы направлено на:

  • развитие сознательного отношения к труду;
  • ознакомление с трудом человека в различных отраслях экономики;
  • формирование умений работать в коллективе;
  • становление профессиональных интересов, на формирование реального образа «Я».
Замечание 2

В процессе трудового воспитания формируется мировоззрение человека, его нравственные качества, воспитывается воля и характер. В школе труд помогает конкретизировать и исправлять нечеткие представления и понятия учащихся об окружающем мире, социальной значимости труда.

Основою эффективного трудового воспитания является осуществление следующих задач:

  1. Формирование положительного отношения учащихся к труду;
  2. Воспитание понимания необходимости участия в работе;
  3. Развитие интереса к технике и будущей профессии.
  4. Подготовка детей к самостоятельной практической деятельности.

В процессе трудового воспитания учащихся осуществляется формирование их личности. Исследование психологов показали, что в процессе трудовой деятельности при правильно организованной учебно-воспитанной работы учащиеся успешно овладевают основными операциями, трудовыми навыками, совершенствуются их мышление и речь, расширяется активный и пассивный словарь, обеспечивается их трудовой и жизненный опыт. В процессе труда у учащихся развивается умение анализировать и синтезировать, наблюдать, сравнивать, способность к обобщению знаний и навыков, использование их в новых ситуациях. При правильно построенном учебно-воспитательном процессе происходят качественные изменения в поведении, сознании, морали, отношении к реальной действительности. Благодаря участию в трудовой деятельности у учащихся формируется чувство коллективизма, становится более широким смысл совместной работы, ученики усваивают опыт сотрудничества, распределения обязанностей, взаимопомощи. Развивается трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, чувство долга и тому подобное.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :