Начиная с младшего дошкольного возраста дети начинают знакомиться с взрослым миром, и основная задача воспитателей – помочь им в этом. Но это не означает, что необходимо сделать что-то вместо ребенка. Он должен сам учиться простым действиям (умыванию, подметанию) под руководством опытных педагогов.
Трудовое воспитание в детском саду – непременный процесс, благодаря которому у малыша развивается позитивное отношение к труду, возникает желание трудится, а также формируются нравственные качества.
Труд способен:
Концепция – подготавливать детей к независимой жизни, а также прививать им желания помочь другим. Весьма важно здесь учесть возраст ребенка – от этого будет напрямую зависеть выбор тех или иных видов деятельности и их трудность.
Задачи:
Выделяют несколько видов трудовой деятельности.
К хозяйственно-бытовой трудовой деятельности относится деятельность взрослого мира, которая известна малышу.
Это: банальное протирание пыли, ручная стирка, мытье предметов, посуды и т. п.
Главная деятельность – помощь взрослому. Детям можно поручать задания в соответствии с их возрастом.
Малыша можно просить:
С раннего детства ребенку прививается навык самообслуживания, который жизненно необходим. Умение вырабатывается благодаря повторению действий, и постепенно оно перерастает в привычку.
Чему должен научиться малыш:
Главным видом деятельностей дошкольника является игра, а, следовательно, и трудовое воспитание должно быть в игровых формах. Объективный результат участия в процессе труда малышей мало значимы, но субъективные роли огромны. Дети овладевают знаниями и умениями в таких видах деятельности:
В летнее время дети больше находятся на улице, где есть множество возможностей организовывать труд. Воспитатели могут давать простое поручение:
Педагоги должны знать главные методы организации трудового процесса, которые будут актуальными в различных возрастных группах.
В младшем дошкольном возрасте дети становятся наиболее активны, пытаются выразить свое желание выполнять задания самим. Но дети данного возраста быстро устают, отвлекаются, поэтому не следует давать поручения, которые окажутся непосильными для детей.
Программа определяет такие главные методы трудового воспитания детей 3-4 лет:
В 4 года дети могут справиться со стиркой одежды для куклы, подметать дорожки. Задание усложняется, к отдельному действию добавляются детали самоорганизации.
Методы:
В старших группах применяют коллективное поручение, благодаря которому ребенок учится взаимодействовать, объединять усилия, договариваться и распределять обязанности. Важный момент – организовывать все нужное:
Весь инвентарь должен быть ярким, одежда – нарядная, что позволит получать эстетическое удовольствие от труда. Воспитателям следует продумать, как организовывать пространство, чтобы было удобно пользоваться любыми предметами. Необходимо следить за временем занятия, чтобы не переутомить ребенка.
Игра остается главным видом деятельности, но дети уже с удовольствием помогут взрослым (к примеру, сменить постельное белье, убрать опавшие листья). Воспитатели готовят проект, который направлен на ознакомление детей с миром профессий.
Цель – вызывать уважение к труду взрослого, понимание важности работы каждого, стремление помогать. Трудовое воспитание проходит не только в границах детсада, но и в домашних условиях.
По вопросу правильной организации трудовых процессов дошкольников проводится родительское собрание, где воспитатели знакомят родителей со спецификами возраста их ребенка. Важно объединять усилия и воспитывать целостную личность по одной и той же методике.