Труд и трудовое воспитание


Труд и трудовое воспитание

Понятие о труде как факторе воспитания

Углубленное познание мира и самого себя, самоутверждение и самовоспитание как определяющие черты духовной жизни человека невозможны без самоутверждения в труде. Нельзя себе представить гармоничного и всестороннего развития личности без того, чтобы она не переживала, не испытывала гордости за свои творения.

Труд является источником и важной предпосылкой физического и социально-психического развития личности. В течение всей истории человечества труд был средством формирования у каждой личности лучших ее качеств.

Труд не только первое и основное условие всей человеческой жизни, он – великий творец, ибо творит личность.

Идея труда как определяющего фактора воспитания человека нашла свое место в трудах известных педагогов-философов.

Известный педагог А. Макаренко подчеркивал, что трудовое воспитание требует хорошо продуманного, последовательного формирования самосознания, умения оценивать свои недостатки и свои достижения, определять программу самовоспитания; он в каждом случае может дать разные результаты. Плохо организованный урок, лекция, практическое занятие, производственная практика могут и не формировать черты личности, а труд считал генерирующим средством социального становления личности:

«Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое».

А. С. Макаренко

Рисунок 1. А. С. Макаренко

Не секрет, что пренебрежение закономерностями необходимости воспитания детей в труде привело к определенной деградации общечеловеческой идеи трудового воспитания и вызывало физическое и моральное ослабление членов общества.

Понятие трудового воспитания

Определение 1

Трудовое воспитание – процесс привлечения молодежи к различным педагогически организованным видам общественно-полезного труда с целью передачи ей производственного опыта, развития в ней творческого практического мышления, трудолюбия и сознания человека труда.

Оно способствует формированию высокой культуры труда, высокогуманных отношений, целостному развитию личности в основных видах человеческой деятельности, в которых гармонично сочетаются идейно-нравственное, эстетическое, экологическое, умственное воспитание с профессиональным становлением личности.

Общая культура труда включает систему трудовых, политехнических (технологических) и профессиональных знаний и умений; гуманное отношение к труду, труженику и трудовому коллективу, создание ценностей и их распределение (трудовые ценностные ориентации); опыт продуктивной работы и гуманных производственных отношений; высокие идейно-нравственные качества; профессионализм хотя бы в одном из видов деятельности; трудовую социальную активность.

Правильно организованное трудовое воспитание является действенным фактором гражданского становления, нравственного и интеллектуального развития личности, ее физического развития.

В процессе трудовой деятельности у учащихся закрепляются трудовые умения и навыки, развиваются творческие способности, обогащаются, углубляются и конкретизируются знания об общественной работе и производстве, о роли человека в создании материальных и духовных благ; у них формируется убеждение в необходимости труда как первой жизненной необходимости.

Цель трудового воспитания и обучения

Целью трудового воспитания в школе является формирование уважения и любви к труду; ознакомление с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, рыночной системы; формирование трудовых умений и навыков; помощь в сознательном выборе профессии и получение начальной профессиональной подготовки к самостоятельной жизни.

Общая цель трудового воспитания конкретизируется в соответствии с поставленными задачами:

  • формирование уважения к труду и людям любой профессии;
  • выработка умений и навыков, высокой культуры умственного и физического труда, общественно-трудовая активность;
  • подготовка каждого к выполнению основных видов человеческой деятельности с учетом склонностей, способностей, потребностей региона;
  • овладение широкой профессиональной деятельностью и программой самосовершенствования, опытом
  • воспитание нетерпимого становления к людям, пытающихся жить за счет других;
  • подготовка к сознательному выбору профессии.
Замечание 1

Главная задача – сформировать творческую, высокоактивную личность во имя гуманных идеалов человечества, культуры человеческих отношений на производстве, в семье, общественных местах.

Трудовая активность, сформированность личности как цивилизованного труженика формируется как под влиянием среды, так и в процессе трудового обучения и воспитания, направленного на выработку соответствующих навыков и умений, профессионального мастерства, готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.

Трудовое воспитание является долговременным процессом. По сути, оно охватывает всю жизнь человека. Но основы закладываются в детстве. В значительной степени, черта трудолюбия человека является моральной категорией, которая относится к общечеловеческим нравственно-духовным ценностям. Поэтому так важно в раннем детстве сформировать психологические основы трудолюбия человека.

Основной целью трудового обучения является воспитание ответственной личности, наиболее полное развитие ее интересов, способностей, подготовка учащихся к профессиональному самоопределению и трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Воспитание ответственности у учащихся предусматривает глубокое уважение к личности ребенка, учет особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к равноправному участнику учебно-воспитательного процесса.

Понимание интересов ученика, уважение его достоинства, доверие к нему, способствуют воспитанию ответственной гуманной личности, формированию у нее высоких гуманных качеств: трудолюбия, честности, искренности, человечности, доброжелательности, учтивости.

Современная школа требует квалифицированных работников, которые бы обладали знаниями и умениями по внедрению воспитания ответственности ученика в учебно-воспитательном процессе. Уроки трудового обучения открывают широкие перспективы для воспитания ответственного отношения учащихся к труду. Но, не имея соответствующей подготовки, учителя не могут в полной мере использовать эти возможности. Традиционные подходы к осуществлению процесса воспитания в учебных заведениях не дают возможность воспитывать ответственную личность ученика.

Среди показателей ответственного отношения учащихся к труду исследователи выделяют:

  • осмысление учеником необходимости и важности выполнения порученной работы, которая имеет значение для других;
  • направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (ученик вовремя приступает к выполнению работы, пытается преодолеть трудности, доводить дело до конца).
  • эмоциональное волнение за результативное выполнение задания, его характер, результат (ребенок доволен тем, что ему предложили выполнить серьезное поручение, задание, переживает за его успех, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает за оценку других);
  • осмысление необходимости нести ответственность за выполнение порученного задания, работы. 


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :