Углубленное познание мира и самого себя, самоутверждение и самовоспитание как определяющие черты духовной жизни человека невозможны без самоутверждения в труде. Нельзя себе представить гармоничного и всестороннего развития личности без того, чтобы она не переживала, не испытывала гордости за свои творения.
Труд является источником и важной предпосылкой физического и социально-психического развития личности. В течение всей истории человечества труд был средством формирования у каждой личности лучших ее качеств.
Труд не только первое и основное условие всей человеческой жизни, он – великий творец, ибо творит личность.
Идея труда как определяющего фактора воспитания человека нашла свое место в трудах известных педагогов-философов.
Известный педагог А. Макаренко подчеркивал, что трудовое воспитание требует хорошо продуманного, последовательного формирования самосознания, умения оценивать свои недостатки и свои достижения, определять программу самовоспитания; он в каждом случае может дать разные результаты. Плохо организованный урок, лекция, практическое занятие, производственная практика могут и не формировать черты личности, а труд считал генерирующим средством социального становления личности:
«Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое».
Рисунок 1. А. С. Макаренко
Не секрет, что пренебрежение закономерностями необходимости воспитания детей в труде привело к определенной деградации общечеловеческой идеи трудового воспитания и вызывало физическое и моральное ослабление членов общества.
Трудовое воспитание – процесс привлечения молодежи к различным педагогически организованным видам общественно-полезного труда с целью передачи ей производственного опыта, развития в ней творческого практического мышления, трудолюбия и сознания человека труда.
Оно способствует формированию высокой культуры труда, высокогуманных отношений, целостному развитию личности в основных видах человеческой деятельности, в которых гармонично сочетаются идейно-нравственное, эстетическое, экологическое, умственное воспитание с профессиональным становлением личности.
Общая культура труда включает систему трудовых, политехнических (технологических) и профессиональных знаний и умений; гуманное отношение к труду, труженику и трудовому коллективу, создание ценностей и их распределение (трудовые ценностные ориентации); опыт продуктивной работы и гуманных производственных отношений; высокие идейно-нравственные качества; профессионализм хотя бы в одном из видов деятельности; трудовую социальную активность.
Правильно организованное трудовое воспитание является действенным фактором гражданского становления, нравственного и интеллектуального развития личности, ее физического развития.
В процессе трудовой деятельности у учащихся закрепляются трудовые умения и навыки, развиваются творческие способности, обогащаются, углубляются и конкретизируются знания об общественной работе и производстве, о роли человека в создании материальных и духовных благ; у них формируется убеждение в необходимости труда как первой жизненной необходимости.
Целью трудового воспитания в школе является формирование уважения и любви к труду; ознакомление с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, рыночной системы; формирование трудовых умений и навыков; помощь в сознательном выборе профессии и получение начальной профессиональной подготовки к самостоятельной жизни.
Общая цель трудового воспитания конкретизируется в соответствии с поставленными задачами:
Главная задача – сформировать творческую, высокоактивную личность во имя гуманных идеалов человечества, культуры человеческих отношений на производстве, в семье, общественных местах.
Трудовая активность, сформированность личности как цивилизованного труженика формируется как под влиянием среды, так и в процессе трудового обучения и воспитания, направленного на выработку соответствующих навыков и умений, профессионального мастерства, готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений.
Трудовое воспитание является долговременным процессом. По сути, оно охватывает всю жизнь человека. Но основы закладываются в детстве. В значительной степени, черта трудолюбия человека является моральной категорией, которая относится к общечеловеческим нравственно-духовным ценностям. Поэтому так важно в раннем детстве сформировать психологические основы трудолюбия человека.
Основной целью трудового обучения является воспитание ответственной личности, наиболее полное развитие ее интересов, способностей, подготовка учащихся к профессиональному самоопределению и трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.
Воспитание ответственности у учащихся предусматривает глубокое уважение к личности ребенка, учет особенностей его индивидуального развития, отношение к нему как к равноправному участнику учебно-воспитательного процесса.
Понимание интересов ученика, уважение его достоинства, доверие к нему, способствуют воспитанию ответственной гуманной личности, формированию у нее высоких гуманных качеств: трудолюбия, честности, искренности, человечности, доброжелательности, учтивости.
Современная школа требует квалифицированных работников, которые бы обладали знаниями и умениями по внедрению воспитания ответственности ученика в учебно-воспитательном процессе. Уроки трудового обучения открывают широкие перспективы для воспитания ответственного отношения учащихся к труду. Но, не имея соответствующей подготовки, учителя не могут в полной мере использовать эти возможности. Традиционные подходы к осуществлению процесса воспитания в учебных заведениях не дают возможность воспитывать ответственную личность ученика.
Среди показателей ответственного отношения учащихся к труду исследователи выделяют: