Средства трудового воспитания


Средства трудового воспитания

Понятие о средствах трудового воспитания

Замечание 1

Основной вид деятельности школьников – обучение, которое одновременно является и важным средством трудового воспитания.

Но обучение воспитывает трудовые качества человека только при том условии, если оно имеет существенные признаки труда: сознательную постановку учеником цели и осмысления своей роли в достижении поставленных задач, оптимальное напряжение умственных сил, преодоление трудностей и препятствий, самоконтроль. Обучение успешно реализует цели трудового воспитания, если оно формирует умение самостоятельно мыслить и использовать полученные знания для практической деятельности и для дальнейшего духовного роста.

Знания учащихся является орудием для продуктивного действия, но они орудием становятся только тогда, когда даются не в готовом виде, а приобретаются самими учащимися под руководством педагога. Учитель должен строить учебный процесс так, чтобы ученик самостоятельно анализировал, исследовал взаимосвязи между конкретными фактами, предметами, явлениями, делал выводы используя при этом знания, усвоенные ранее. Профессиональное мастерство педагога состоит, в частности, в том, чтобы на каждом уроке найти возможности для использования уже полученных знаний с целью овладения нового учебного материала. Там, где эти возможности найдено, начинается настоящая умственная работа.

Средства активизации трудовой деятельности

Для активизации познавательной деятельности учащихся необходимо применение теоретических знаний на практике и сочетание умственного труда с физическим. В связи с этим учитель должен уделять значительное внимание работе учащихся в мастерских, на учебно-опытном участке. Надо, чтобы каждый ученик на собственном опыте убедился в том, что вооруженность теоретическими знаниями является важным условием повышения производительного труда, совершенствования процесса производства.

Замечание 2

В воспитании культуры умственного труда большую роль играют творческие работы школьников. Особенно благоприятные условия для творческой работы учащихся возникают в кружках технического творчества, когда силами кружковцев изготавливаются конкретные устройства, машины и приборы.

Очень важным средством трудового воспитания является технологическая подготовка учащихся в школе. Уже младшие школьники овладевают не только доступными им способами обработки материалов, но и учатся моделировать, монтировать и демонтировать модели простейших машин, механизмов, сооружений, изготавливают предметы, в которых совершенство целого зависит от совершенства частей, деталей, от их взаимодействия.

Учёт возрастных особенностей в выборе средств

Учитывая возрастные особенности детей, воспитатель должен умело сочетать работу с элементами игры, постепенно усложнять трудовой процесс и приближать его к производительному труду. Учитель воспитывает у учащихся высокую культуру выполнения ручных операций, добиваясь, чтобы материальные результаты трудовых усилий были ярким доказательством силы человеческого разума. Для этого используются не только уроки трудового обучения, но и различные виды общественно полезной деятельности школьников. Общественно полезный труд учащихся – это педагогически целесообразная общественно необходимая деятельность, которая по характеру и содержанием соответствует умственным и физическим возможностям ребенка, направленная на воспитание ответственного отношения к труду.

Примером общественно-полезного труда могут быть:

  • озеленение школьной территории;
  • озеленение улиц, площадей;
  • создание цветников;
  • сбор семян плодовых и декоративных деревьев, выращивание саженцев;
  • кормление птиц в холодные зимние дни, уход за сельскохозяйственными животными;
  • сбор макулатуры и тому подобное.

Если ученики успешно выполнили одну работу, учителю нужно искать пути для выполнения других общественно важных трудовых заданий. Конечно, трудности должны быть посильными для детей, перегрузка школьников – недопустима.

Следующим этапом воспитания в труде является технологическая подготовка учащихся 5-9-х классов, где большее значение приобретает сочетание учебно-воспитательных функций с элементами производительного труда. Задача школы заключается в том, чтобы находить реальные возможности для работы учащихся, в которой сочетаются учебно-воспитательные и производственные задачи, усвоение трудовых умений и навыков по исследованию и творчеством.

Опыт передовых школ свидетельствует, что ученики среднего школьного возраста могут с успехом изготавливать различные инструменты, измерительные приборы, несложные станки и другие орудия труда для младших школьников.

Большую роль в производительном труде учащихся играет деятельность, направленная на защиту природы. Дети и подростки создают коллективы, имеющие своей задачей сохранение и приумножение природных богатств. Школьники организуют рейды, походы, целью которых является борьба против уничтожения и повреждения зеленых насаждений, оберегают птичьи гнезда, изготавливают для птиц кормушки, собирают и хранят семена цветов.

Средства трудового воспитания старших школьников

Составной частью процесса трудового воспитания учащихся старшего школьного возраста является производительный труд, который осуществляется, главным образом, в школьных мастерских и межшкольных учебно-производственных комбинатах, в ученических производственных бригадах, летних лагерях труда и отдыха и других трудовых объединениях школьников. В старших классах особое значение приобретают общественная, народнохозяйственная производительная направленность трудовой деятельности, формирование умений и навыков управления машинной техникой, использование различных трудовых орудий для повышения производительного труда, развитие индивидуальных задатков, склонностей, способностей, воспитание трудолюбия.

Средства трудового воспитания старших школьников

Рисунок 1. Средства трудового воспитания старших школьников

Содержание продуктивной работы старшеклассников разнообразно. В первую очередь, они выполняют посильные рабочие задания, связанные с трудовыми процессами, типичными для наиболее распространенных специальностей. В школьных учебных и учебно-производственных мастерских они изготавливают, в частности учебные приборы, наглядные пособия, инструменты и изделия по заказу предприятий.

Ученики старших классов сельской школы должны не только производить материальные ценности, но и совершенствовать работу, повышать трудовую культуру, внедрять достижения науки и техники в производство.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :