Проблемы трудового воспитания


Проблемы трудового воспитания

Социальные проблемы трудового воспитания

Изменения социальной среды, которая окружает школьников, обусловлены специфическими социально-экономическими преобразованиями. Среди проблем трудового воспитания стоит отметить снижение роли осуществления общественно-полезного труда в коллективной форме - теперь особое значение стала играть индивидуальная работа, обеспечивающая нужды семьи.

Формирующаяся личность не ощущает никакого влияния рабочего класса. В то же время, подростками группы риска, неблагополучными семьями, определёнными программами СМИ, видеопродукцией осуществляется крайне негативное воздействие. В связи с современными требованиями, школьная база подготовки школьников к трудовой деятельности значительно уменьшилась, это касается и трудового воспитания.

Большинство учебных заведений потеряли возможность организации труда и практики школьников на производственных предприятиях различных форм собственности, не предоставляется материально-техническая помощь школам оборудованием для трудового обучения, инструментами и расходными материалами, почти полностью прекращена помощь со стороны сельскохозяйственных предприятий.

Не отлажены в полной мере необходимые контакты школ со службами занятости. Работа профориентации оказалась или свернутой, или потеряла предметное содержание и социально-производственные ориентиры. Поэтому старшеклассники недостаточно информированы о рынке труда, целесообразности предстоящего вступления в соответствующие профессиональные заведения, а затем о работе, которая является перспективной в конкретном регионе.

Составляющими трудового воспитания считаются прививание и ознакомление с образцами положительного отношения к работе, радость труда, осознание важности трудовой занятости и ощущение любви, уважения и признательности к трудящимся, готовность выполнять полезную работу на благо страны. По этой причине, учебно-воспитательная работа в школе должна взять за принцип обучать учащихся элементам трудовой деятельности, чтобы они понимали его как одну из важнейших обязанностей человека. Разъяснение необходимости труда в жизнедеятельности всего общества трансформируется в жизненную потребность каждого ребенка.

Проблема непрерывности трудового воспитания

Как непрерывность, так и системность являются существенными условиями воспитания понимания важности труда и желание быть задействованным в трудовой деятельности. Школа должна ориентироваться на программную задачу – воспитание жизненной необходимости трудиться ради счастья всего народа. Школа обязана передать любовь к трудовой деятельности не только учебной, но и общественной. Этому способствует связь трудовой деятельности с жизнью.

В воспитании ответственного отношения к труду, влияние слова становится эффективным тогда, когда оно сочетается с личным примером педагогов, родителей и других авторитетных для учащихся людей. Убеждающая и мобилизующая сила личного примера заключается в его наглядности. Пример честной, добросовестной работы влияет не только на разум, но и на чувства учащихся. Дети подражают всему, что привлекает и захватывает их. Поэтому нужно, чтобы ученики всегда имели перед своими глазами пример интересной творческой работы.

Комплексный подход к организации труда учащихся предполагает целостный процесс умственного, нравственного и трудового воспитания, объектом и субъектом которого является ученик. Основные звенья этого процесса можно определить так:

  • сближение умственного и физического труда (физические усилия без умственных неэффективны);
  • физический труд должен быть облагорожен умственным трудом, освещенным светом науки;
  • превращение труда в моральную категорию на основе единства умственного и физического труда и формирование позитивного отношения к труду.

Организационные проблемы трудового воспитания

Организация трудового воспитания учащихся требует, чтобы на основе различных видов общественно полезного труда формировалось трудолюбие, позитивное отношение к труду, что на данный момент проблематично. В школе надо создавать как можно больше кружков и секций, где учащиеся получали бы всевозможные трудовые умения. Кружковая работа – это школа профессиональной ориентации.

Школьники должны быть убеждены, что их работа кому-то необходима, что, выполнив ее, достигнув определенной цели, они тем самым делают шаг в своем общем развитии, становятся духовно богаче. Такая установка способствует укреплению коллектива: коллективное переживание чувства морального удовольствия – один из важных результатов организованного труда.

Общественно-полезный труд, опосредован воспитательным критерием с учетом возрастных особенностей, физических и психических особенностей развития ребенка, существующих проблем, гигиенических требований. Выполнение данного критерия может быть обеспечено при соблюдении ряда условий:

  • посильность трудовой деятельности, которая должна быть трудовая деятельность должна быть посильной, количественно нормированной и регламентированной во времени;
  • труд должен способствовать развитию наблюдательности, инициативы, самостоятельности; он не должен быть скучным, увлекательность и познавательность делают его привлекательным для школьника;
  • отсутствие ограничения одним видом трудовой деятельности раскрывает природные наклонности детей, помогая в старшем возрасте сознательно выбрать место своей будущей профессии;
  • труд должен иметь нравственное содержание, ведь его общественная значимость влияет на уровень воспитательных влияний; трудовой процесс лучше всего окончить поощрением, представленном в различных вариациях. Это улучшает не только материальное обеспечение, но и моральное удовлетворение ребенка результатами своего труда.

Общественно-полезная работа при ее правильной организации смогла бы способствовать более глубокому проникновению в проблемы различных наук, ознакомлению с проблемами обучения производственным процессам и формированию профессионального направления, проявлению уважительного отношения к трудовой деятельности, активности как позиции личности, будучи главной целью воспитания трудовым основам, тесно связанным с общим развитием ребенка – нравственным, интеллектуальным, эстетическим, физическим.

Замечание 1

Учеными доказано, что труд является источником и важной предпосылкой физического и социально-психического развития личности. С целью устранения проблем труда, необходимо определить задачи трудового воспитания, обусловленные потребностями существования, самоутверждения и взаимодействия человека в обществе и в природной среде.

Итак, трудовое воспитание школьников и, как следствие, подготовка учителя к такой работы в современных условиях экологического кризиса является социально-педагогической проблемой. Приобщаясь к труду, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с другими участниками труда, в отношения с объектами природы.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :