Организация трудового воспитания


Организация трудового воспитания

Организационные особенности воспитания трудолюбия

Еще с давних лет наши предки считали трудолюбие важнейшей личностной ценностью. Безусловно, в этом никто и не усомниться, с тех ор как труд стал важнейшим фактором для осуществления жизнедеятельности социума, будучи источником как материального, так и духовного благ.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно выявить различные трактовки понятия «трудолюбие». Среди них:

  • трудолюбие считается привычкой или чертой характера проявляясь в определенных стереотипах поведения;
  • трудолюбием можно считать чувство, отношение и потребность в трудовой деятельности;
  • трудолюбие представлено личностным.
Определение 1

Наиболее исчерпывающим и популярным определением трудолюбия является определение данного понятия как личностного качества, раскрывающегося в положительной установке личности к осуществлению труда, и проявляющегося в наличии таких характеристик личности, как активность, инициативность, ответственность, увлеченность и удовлетворенность процессом работы.

По утверждению П. Чернецова, содержательная структура в системе «трудолюбие–личностное качество» может быть представлена в виде совокупности компонентов: познавательного (наличие представлений и знаний о трудовой деятельности и стремление к их совершенствованию); эмоционально-волевого (мотивация и желание работать, ожидание успеха, чувства радости, наслаждения от работы, способность выстоять перед определенными трудностями, относиться спокойно к усталости при достижении своей цели); практического (сформированность трудовых умений и навыков, определяющих желание работать, осознанно формулировать и решать трудовые задания).

Что касается воспитания трудолюбия, то оно должно начинаться еще в дошкольном учреждении в соответствии с создаваемыми конкретными педагогическими условиями в ДОУ и школы:

  1. Эмоционально-положительный фон в группе детей. Детям необходимо осознавать, что взрослым нравиться работать в свое удовольствие, они не просят их жалеть, радуясь положительному результату. Позитивная атмосфера может быть создана при вручении наград, обсуждении результатов труда.
  2. Согласование действий школы с семьей при планировании содержания трудового воспитания. Реализация этого условия обеспечивается целенаправленной работой воспитателя с родителями по следующим направлениям и рекомендациям – необходимо ознакомлять родителей с задачами, содержанием и методами трудового воспитания детей; предоставлять помощь воспитателям при планировании трудового воспитания в условиях семьи (должно быть определено диапазон труда ребенка в семье, родители должны быть ознакомлены с методами воздействия на трудовую деятельность ребенка, учитывается специфика отношений между членами семьи) изучать, обобщать и распространять передовой опыт семейного трудового воспитания; привлекать родителей к трудовой деятельности.
  3. Наличие материальной базы и соответствующего оборудования, которого должно хватать для всех детей. Также оборудование должно соответствовать по размерам, цвету, материалу, возрасту детей.
  4. Посильность детского труда. Для определения оптимальной нагрузки на ребенка педагогу необходимо учитывать ряд факторов:

    • физическое развитие ребенка, в частности развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
    • тип высшей нервной системы;
    • уровень сформированности трудовых умений и навыков, необходимых для выполнения поставленных задач;
    • привлекательность труда (некрасивый труд вызывает скорый отказ ребенка выполнять поставленную задачу);
    • форму организации процесса трудового воспитания (так, игровая деятельность значительно повышает работоспособность ребенка);
    • продолжительность и интенсивность трудовых действий, поскольку существует зависимость между интенсивностью труда и продолжительностью трудовых процессов.

Также установлено, что быструю утомляемость ребенка вызывают монотонность и продолжительность работы, статическая поза, малая амплитуда движений.

Организация систематичности детского труда

Говоря о систематичности, необходимо иметь в виду обязательность и частоту включения каждого ребенка в разные виды труда. Систематичность включения детей в хозяйственно-бытовой труд предусматривает регулярное их привлечения к дежурству и выполнению поручений. При этом поручение должны отражать различные аспекты жизнедеятельности школьника: поручения, связанные с организацией игровой деятельности; поручения, связанные с участием в бытовом труде; поручения, связанные с организацией учебной деятельности и направленные на помощь детям.

Систематичность включения детей в труд в природе обеспечивается, например, правильным подбором растений:

  1. растения должны быть неприхотливыми, чтобы школьники, не прилагая значительных усилий, могли собрать хороший урожай;
  2. желательно, чтобы некоторые растения были скороспелыми: это сокращает сроки достижения результата, а повторные их посевы будут способствовать закреплению трудовых умений;
  3. овощные культуры должны отличаться друг от друга периодом прорастания семян и сроками вегетации, что позволит наиболее оптимально распределить во времени весь объем весенне-летних полевых работ;
  4. посев семян растений, имеющих длительный период прорастания (морковь, щавель, петрушка и т.д.), целесообразно проводить под зиму, что позволяет продлить сроки работы детей на огороде.

Учет индивидуальных особенностей, интересов

Нельзя заставлять ребенка работать. Педагогическое мастерство учителя и заключается в том, чтобы создать такие условия, чтобы ребенок сам захотел работать.

Замечание 1

В педагогической литературе учеными-исследователями (Я. Неверович, В. Нечаева, Д. Сергеева) предложен ряд методических приемов, способствующих формированию у школьников социальных мотивов деятельности

  1. Учитель должен обеспечить осознание ребенком связи между предложенным социальным мотивом и содержанием работы, которую он должен выполнять. Если такая связь ребенком не осознается, то он начинает действовать под влиянием других мотивов (работа с привлекательными материалами, совместная со сверстниками деятельность и т.п.) или отказывается от работы.
  2. Действенность общественного мотива зависит и от того, насколько учитываются желания, интересы, возрастные особенности детей.
  3. При становлении общественных мотивов трудовой деятельности важно воздействовать не только на сознание ребенка (объяснение целесообразности, необходимости предложенных действий), но и на эмоционально-чувственную сферу (дать возможность ребенку почувствовать будущую радость от личного участия в полезном деле).
  4. В процессе выполнения работы учителю необходимо продумать приемы, способствующие активизации общественных мотивов деятельности: непродолжительные беседы перед работой и в процессе ее.
  5. Школьников, которые не проявляют в своей деятельности общественные мотивы, целесообразно привлекать к совместной со взрослыми общественно-значимой деятельности, подчеркивать важность такой работы для окружающих и положительно оценивать ее.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :