ТНР в логопедии


ТНР в логопедии

Тяжелые нарушения речи: понятие, причины и виды

Нормальное речевое развитие обусловлено процессом психофизического развития ребенка в его естественным протеканием. Если центральная нервная система функционирует должным образом, отсутствуют нарушения в работе органов чувств, с детьми занимаются, общаются, беседуют, то речь будет формироваться естественным образом. Если же, у ребенка наблюдаются дефекты речевого развития при отсутствии сопутствующих заболеваний, то следует говорить о речевых патологиях развития.

Определение 1

Тяжелые нарушения речи являются особым видом отклонений в речевом развитии, связанным с нарушением формирования составных элементов речевой системы – грамматики, фонетики, лексики, звукопроизношения, просодической организации звукового потока. Тяжелые речевые нарушения имеют место быть, если в умственном развитии ребенка не имеется нарушений и слух развит нормально.

Чтобы отнести речевой дефект к тяжелому отклонению, он должен быть поставлен таким образом, что ребенок может обучаться и усваивать учебно-воспитательную программу в стандартном учебном заведении и ему не требуется для этого логопедическая терапия.

Развитие детей с ТНР обладает следующими особенностями:

  • Словарный запас имеет определенные ограничения, высказываться в правильной форме затруднительно, а речь становится непонятной, нечеткой и неразборчивой;
  • Нарушены коммуникационные навыки, обусловленные сбоями в диалогической и монологической речи;
  • Наличие пространственной координации и ориентации. Это приводит к тому, что возникают дефекты письменной речи, произведение подсчетов;
  • Уровень внимания очень низок, слуховая память развита слабо и запоминание не отличается результативностью. Логическое и смысловое содержание речевого запоминания сохраняется;
  • Особенности вербального общения, связанные с речевым недоразвитием;
  • Несовершенство устной речи и нарушение в этой связи коммуникационных связей, а также возникновение письменных затруднений;
  • Возникновение проблем с обучением. Получение нормального образования становится невозможным без логопедической терапии, а также помощи медицинского и психологического характера.

Наиболее распространенными тяжелыми речевыми нарушениями являются:

  • Алалия;
  • Дизартрия;
  • Ринолалия;
  • Афазия;
  • Заикания.



Рисунок 1.

Причина возникновения ТНР являются многие факторы, среди которых можно отметить факторы внутреннего воздействия – эндогенные и внешнего влияния – экзогенные. К эндогенным факторам относятся различные внутриутробные патологии и проблемы развития плода. А внешние факторы обусловлены той средой и атмосферой, в которой растет и воспитывается ребенок, семейной обстановкой, взаимоотношениями в семье и с ребенком, воспитанием ребенка родителями, имеющими отклонения в развитии.

У детей с ТНР наблюдается недоразвитие всей познавательной деятельности. Особенно остро оно проявляется на стадии произвольности и осознанности. Детям достаточно сложно переключать внимание с одного процесса на другой, быстро реагировать, возникают проблемы с запоминаем и эмоциональным контролем, память нарушается. При наличии тяжелых речевых патологий, дети обучаются в специализированных учреждениях.

Дисграфия у детей с ТНР

Определение 2

При наличии у ребенка тяжелых речевых патологий, неважно какой именно формы, происходит нарушение письменной речи – дисграфия. Эта форма речевого нарушения проявляется в полном или частичном нарушении письменной речи у ребенка.

Возникновение проблем с письменной речью связано с тем, что освоение этого речевого навыка требует одновременного включения в работу нескольких анализаторов – речезвукового, речедвигательного, визуального, общей двигательной активности. Поэтому, при наличии нарушений в устной речи, процесс овладения письмом становится затруднительным.

Письменная речь требует проведения анализа звукового состава слова. Это необходимо для того, чтобы определить последовательность расположения звуков в слове и правильно их написать. Каждый звук должен представляться в виде конкретного зрительного образа. Чтобы нормально овладеть письменными навыками требуется развитие моторной операции письма т.е. визуальные образы звуков должны воспроизводиться посредством движения рук. При тяжелых речевых нарушениях происходит недоразвитие какой-либо области, отвечающей за формирование нормальной письменной речи.

Дисграфия может проявляться в таких формах как:

  • Артикуляторно - акустическая – неправильное произношение звуков отражается в письменной речи. Буквы могут пропускаться, заменяться на другие, меняться местами;
  • Акустическая – слуховое распознавание речевых звуков искажено. Звуки, которые неправильно прописываются, произносятся верно. Во время записи происходит замена букв на другие, сходные по звучанию;
  • Нарушение форм языкового анализа и синтеза – звуковослоговое построение слов нарушается;
  • Аграмматическая – наличие грамматических ошибок, морфологических и синтаксических обобщений. Такие нарушения связаны с системными дефектами речи, обусловленными умственной отсталостью в развитии;
  • Оптическая - недоразвитость визуального гнозиса и пространственной ориентации. Происходит замена графического образа букв, являющихся похожими или имеющих одинаковые рядом стоящие элементы. Элементы могут прописываться неверно, заменяться, располагаться не в том порядке.

Алалия и ее формы

Определение 3

Алилия представляет собой тяжелое нарушение речевого развития, возникающее из-за разрушения речевых областей коры головного мозга во время внутриутробного развития или на начальном этапе развития ребенка.

Алалия протекает в двух основных формах:

  • Моторная алалия – нарушения в развитии экспрессивной речи, когда речь понимается и осознается, но ее воспроизведение вызывает затруднения. Моторная алалия возникает из-за недоразвития аналитической работы речедвигательного анализатора. Она проявляется в виде замены тонких и сложных артикуляционных функций более простыми и грубыми.
  • Сенсорная алалия – нарушения в развитии импрессивной речи, проявляющееся в отклонении между смысловым содержанием и звуковой структурой слов. Ребенок перестает адекватно воспринимать речь, которую слышит.

Алалия проявляется посредством полного отсутствия речи у ребенка или его значительным недоразвитием, дефицитом словарного запаса и конструктивного построения. Речь может восприниматься, но не обрабатываться и производится, а могут быть и проблемы, связанные с восприятием речи и ее пониманием.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :