Дошкольная образовательная организация в своей деятельности руководствуется Конституцией России, Законом РФ «Об образовании», указами Президента России, Правительства, приказами Министерства просвещения России, основными положениями Международной конвенции ООН о правах ребенка и другими действующими нормативно-правовыми актами центральных органов исполнительной власти, решениями местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и собственным уставом.
Первоочередной задачей реформирования дошкольного образования должно быть упорядочение и приведение к соответствующим стандартам законодательной и нормативно-правовой базы регулирования дошкольных учебных заведений.
Законодательство, регламентирующее деятельность ДОУ, требует кардинального обновления. Существует необходимость привлечения инвестиций в дошкольное образование, а именно поддержка частных предприятий, бизнесменов, иностранных меценатов и обеспечения соответствующей правовой базы. Дошкольные учебные заведения должны привлекать дополнительные источники финансирования, одним из которых является предоставление дополнительных образовательных услуг.
Приоритетом государственной дошкольной политики должно быть удовлетворение потребностей количества ДОУ для каждой территориальной общины, создание сети дошкольных учреждений различных тип и в собственности, капитального ремонта старых и строительства новых детских учреждений, возвращение к целевому использованию незаконно приватизированных учреждений с учетом требований и потребностей родителей.
В Государственных документах по дошкольному образованию значимость развития личностного потенциала человека и его базовых качеств заявлены как приоритетные направления. Основными документами, по которым работают педагоги дошкольных учреждений является ФГОС ДО и Программы обучения, воспитания и развития дошкольников. Содержание этих документов постоянно пересматривается и обновляется в соответствии с требованиями времени, потребностей детей и социума, научных достижений теории и практики дошкольного воспитания современных программах воспитания детей дошкольного возраста, отмечаем направленность образовательного процесса в русло развития личности, основанной на прерогативе личностно-ориентированной модели воспитание.
В частности, для использования в дошкольных образовательных учреждениях Министерство просвещения определило перечень рекомендуемых программ и учебной литературы:
«Березка» – альтернатива, аналогичная Вальдорфской педагогической системе. Программа аккумулирует теоретический и практический материал со всех стран мира, включая наработки педагогов России с учетом положений Вальдорфской системы;
«Вдохновение» – фокусирование на новой ситуации развития детства, учитывающей социокультурный фактор, а также всевозможные проблемы, связанные с ранним и дошкольным возрастом;
Для основной образовательной программы характерны разработка, утверждение и реализация с учетом положений ФГОС ДО. Также необходимо опираться на примерные образовательные программы дошкольного образования (№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 12, ч.6) и муниципальные (государственные) задания, получаемые дошкольными образовательными учреждениями.
Над разработкой программы работает не только педагог, но и каждый специалист дошкольного учреждения, родители каждого воспитанника и представители общественности. Важность данной программы дошкольной организации заключается в предусмотрении комплексности подхода, обеспечивающего развитие воспитанников в каждой взаимодополняющей образовательной области.
Кроме того, образовательной программе, учитывающей требования ФГОС ДО следует придерживаться следующих основных принципов:
Новизной подхода, который реализуется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, считается нацеленность стандарта на создание условий для положительного опыта социализации и индивидуализации в развитии каждого ребенка, а также поддержка инициативы детей и их творческих возможностей. Каждая упомянутая ценностно-целевая инновационная установка должна выступать фундаментом при отборе и формировании содержания выбранного варианта основной образовательной программы дошкольного образования.
Разработку программы можно представить в виде следующей логической цепочки: целевые ориентиры ФГОС ДО – цели ООП ДО – задачи ООП ДО – умения, навыки, представления детей, в которых выражается данный целевой ориентир – последовательность действий (методика работы) педагогов по достижению – содержание и формы задействования родителей.