Структура программ дошкольного образования


Структура программ дошкольного образования

Законодательные основы дошкольного образования

Дошкольная образовательная организация в своей деятельности руководствуется Конституцией России, Законом РФ «Об образовании», указами Президента России, Правительства, приказами Министерства просвещения России, основными положениями Международной конвенции ООН о правах ребенка и другими действующими нормативно-правовыми актами центральных органов исполнительной власти, решениями местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и собственным уставом.

Первоочередной задачей реформирования дошкольного образования должно быть упорядочение и приведение к соответствующим стандартам законодательной и нормативно-правовой базы регулирования дошкольных учебных заведений.

Законодательство, регламентирующее деятельность ДОУ, требует кардинального обновления. Существует необходимость привлечения инвестиций в дошкольное образование, а именно поддержка частных предприятий, бизнесменов, иностранных меценатов и обеспечения соответствующей правовой базы. Дошкольные учебные заведения должны привлекать дополнительные источники финансирования, одним из которых является предоставление дополнительных образовательных услуг.

Замечание 1

Приоритетом государственной дошкольной политики должно быть удовлетворение потребностей количества ДОУ для каждой территориальной общины, создание сети дошкольных учреждений различных тип и в собственности, капитального ремонта старых и строительства новых детских учреждений, возвращение к целевому использованию незаконно приватизированных учреждений с учетом требований и потребностей родителей.

В Государственных документах по дошкольному образованию значимость развития личностного потенциала человека и его базовых качеств заявлены как приоритетные направления. Основными документами, по которым работают педагоги дошкольных учреждений является ФГОС ДО и Программы обучения, воспитания и развития дошкольников. Содержание этих документов постоянно пересматривается и обновляется в соответствии с требованиями времени, потребностей детей и социума, научных достижений теории и практики дошкольного воспитания современных программах воспитания детей дошкольного возраста, отмечаем направленность образовательного процесса в русло развития личности, основанной на прерогативе личностно-ориентированной модели воспитание.

Перечень рекомендуемых программ

В частности, для использования в дошкольных образовательных учреждениях Министерство просвещения определило перечень рекомендуемых программ и учебной литературы:

  • «Березка» – альтернатива, аналогичная Вальдорфской педагогической системе. Программа аккумулирует теоретический и практический материал со всех стран мира, включая наработки педагогов России с учетом положений Вальдорфской системы;

  • «Вдохновение» – фокусирование на новой ситуации развития детства, учитывающей социокультурный фактор, а также всевозможные проблемы, связанные с ранним и дошкольным возрастом;

  • «Детский сад – подразумевает педагогическую систему формирования непрерывного и комплексного процесса, способствующего развитию и саморазвитию каждого ребенка как уникальной индивидуальности. Базой служат как зарубежные, так и отечественные научные идеи, традиции и правила воспитания ребенка в семейной среде и в детском саду.
  • «Детский сад по системе Монтессори» – в основе лежит педагогическая система всемирно известного психолога и педагога-иноватора Марии Монтессори, которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
  • «Детство» – реализация данной программы должна строго взять в основу и соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
  • «Диалог» – специфика этой программы заключается в новых социальных установках, которые связаны с психическими процессами детей в современном мире, с фактором глобальной информатизации.
  • «Золотой ключик» – суть данной программы раскрывается в обеспечении необходимых условий для того, чтобы каждый воспитанник смог максимально полно развиваться, чувствовать себя здоровым и счастливым. Учитывается и эмоциональное благополучие детей.
  • «Истоки» – берет за основу научные достижения отечественных и зарубежных педагогов и психологов, наработки авторов Программы, разрабатывающих главные теоретические идеи, которые были признаны всем научным сообществом.

Приоритеты при разработке и внедрения программ

Замечание 2

Для основной образовательной программы характерны разработка, утверждение и реализация с учетом положений ФГОС ДО. Также необходимо опираться на примерные образовательные программы дошкольного образования (№ 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ст. 12, ч.6) и муниципальные (государственные) задания, получаемые дошкольными образовательными учреждениями.

Над разработкой программы работает не только педагог, но и каждый специалист дошкольного учреждения, родители каждого воспитанника и представители общественности. Важность данной программы дошкольной организации заключается в предусмотрении комплексности подхода, обеспечивающего развитие воспитанников в каждой взаимодополняющей образовательной области.

Кроме того, образовательной программе, учитывающей требования ФГОС ДО следует придерживаться следующих основных принципов:

  1. организация образовательной деятельности, которая опирается на индивидуальные особенности всех детей, согласно которой дети принимают активное участие в определении содержательной части своего образования, становясь его субъектом. Соблюдение данного принципа сопровождается очертенеем индивидуальной траектории в образовательном маршруте для каждого воспитанника, включая такие факторы, как возможности и способности ребенка, а также общие требования к его социально-личностному развитию;
  2. стимулирование развития инициативности ребенка во всевозможных видах деятельности. Это касается и творчества в различных его проявлениях;
  3. налаживание тесных связей дошкольной организации и семьи для согласованности системы требований к детям и повышения эффективности воспитательных воздействий на них.

Новизной подхода, который реализуется в соответствии с требованиями ФГОС ДО, считается нацеленность стандарта на создание условий для положительного опыта социализации и индивидуализации в развитии каждого ребенка, а также поддержка инициативы детей и их творческих возможностей. Каждая упомянутая ценностно-целевая инновационная установка должна выступать фундаментом при отборе и формировании содержания выбранного варианта основной образовательной программы дошкольного образования.

Разработку программы можно представить в виде следующей логической цепочки: целевые ориентиры ФГОС ДО – цели ООП ДО – задачи ООП ДО – умения, навыки, представления детей, в которых выражается данный целевой ориентир – последовательность действий (методика работы) педагогов по достижению – содержание и формы задействования родителей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :