Высшее педагогическое образование системно можно представить таким образом:
Цели системы:
Достичь указанные цели возможно с помощью многоуровневой педагогической образовательной деятельности, которая характеризуется сроками и содержанием обучающего процесса, и реализуется поэтапными образовательными проектами, обеспечивающими решение определенного круга задач:
Непрерывная педагогическая образовательная деятельность - это поэтапное прохождение нескольких учреждений педагогического образования для подготовки к конкретному педагогическому процессу, а также глубокая реализация индивидуальной образовательной программы конкретной личности для удовлетворения ее культурной, социальной и образовательной потребности
Система педагогической образовательной деятельности в России включает в себя порядка 100 педагогических высших учреждений и их филиалов, не менее 400 педагогических учебных учреждений среднего уровня, 45 индустриально-педагогических техникумов (колледжей), 100 заведений, осуществляющих дополнительную педагогическую образовательную деятельность (различная система институтов для усовершенствования и повышения квалификационного уровня педагогических работников и их филиалы
Количество учащихся в учебных учреждениях педагогической направленности в России не менее 600 тысяч человек Преподавание им осуществляют более восьмидесяти тысяч педагогов
Допрофессиональная подготовка в системе педагогической образовательной деятельности ставит перед собой определенные цели: приобщить обучающихся к педагогической культуре, сориентировать их на личность как на важнейшую ценность, привить обучающимся интерес к педагогической деятельности и педагогическому мастерству, создать все необходимые условия для личностной самореализации, оказать всестороннюю поддержку в выборе профессионального и жизненного пути
Формы допрофессиональной педагогической подготовки - это педагогические кружки и различные мероприятия в школьных учреждениях, лицеях, гимназиях, довузовские подготовительные факультеты
Иной уровень педагогической образовательной деятельности происходит в учебных учреждениях, основной задачей которых является подготовить кадры для детских дошкольных заведений и начальных школьных учреждений - это педагогическое училище
Основа педагогической образовательной деятельности - это базовая высшая образовательная форма, которая реализуется при помощи образовательных и профессиональных программ двух ступеней
Первая ступень - высшее общее образование, которое предполагает освоение профессиональных и образовательных программ первой ступени в двухлетний обучающий срок Оно предоставляет личности право продолжить обучение базовому высшему педагогическому образованию по программе второго уровня Все желающие продолжают образовательный процесс в сфере труда или меняют профессиональное направление
Общая высшая образовательная деятельность в педагогическом колледже реализуется по плану профессионально-педагогического обучения (не более полутора лет), которая дает диплом среднего специального образования Все желающие за непродолжительный период обучения (не более полугода) могут осуществить подготовку на уровне младших специалистов (лаборанта, помощника воспитателя, младшего воспитателя)
Окончив обучение второго уровня, которое длится четыре года, студент получает диплом бакалавра По некоторым направлениям можно совместить и программу профессиональной подготовки (не более трех лет)
Для того, чтобы получить квалификацию специалиста необходимо в течение одного года освоить профессиональную программу в соответствии с конкретной специальностью, сдать необходимые государственные экзамены, защитить дипломную работу и получить квалификационный документ по выбранному специалитету
Вершина в системе педагогической образовательной деятельности в России - это аспирантура.