Схематически социальную организацию (структуру) образовательной сферы можно представить, как состоящую из трех ведущих социальных компонентов:
Такой структурной моделью значительным образом упрощается реальная картина, потому как имеют место разного рода учебные заведения (начальное образовательное учреждение, среднее школьное учреждение, среднее специальное учебное учреждение, институт, академия), с характерной для них спецификой управления, педагогического функционирования, кадровым составом, категорией обучающихся
Высшая позиция социальной структуры образовательной сферы занята руководителями различных типов:
Необходимо акцентировать внимание на той роли, которую выполняет административный менеджмент в образовательной системе Управленцы этого рода принимают ответственные решения, формируют стратегию образовательного функционирования, определяют основные дисциплины и последовательность их освоения, осуществляют техническое и материальное обеспечение различных образовательных учреждений Они формируют преподавательский корпус, ими определяется перечень нормативных требований к деятельности педагогических работников, вырабатываются критерии оценивания их трудового процесса Это довольно широкий круг обязанностей с большой ответственностью
Представителями высшего управленческого менеджмента формируется государственная политика в целом в образовательной области, ими разрабатываются единые требования к качеству и содержанию учебных планов, их соответствие изменяющимся экономическим, социальным, политическим условиям
Ими же осуществляется социальный контроль образовательной системы, надзор за деятельностью учебных учреждений.
Сотрудники администрации нижних звеньев (деканы, ректоры, руководители училищ и школьных учреждений, заведующие учебными отделами) несут ответственность за проведение образовательного процесса, уточняют и корректируют образовательную стратегию в конкретном учебном заведении, руководят и контролируют работу педагогических сотрудников, а также поведение обучающихся
Структура образовательной системы, конечно же, важнейшее место отдает учителю
Универсальные нормативные требования к учителю можно свести к следующим аспектам:
Эти требования к социальным функциям педагога самые общие, они не могут раскрыть многие особенности профессии учителя, и деятельности тех преподавателей, которые достигают выдающихся результатов, в том числе и в работе с трудными детьми.
Другой спецификой социального поведения преподавателя, связанной с системой традиционных нормативных требований, является объективная оценка знаний обучающихся, использование оценивания в воспитательной цели
Выставив оценку, преподаватель не только определил правильность знаний обучающегося, но и тем самым создал школьнику или студенту репутацию в группе, классе, оценка имеет большую личную значимость, потому что мотивирует обучающегося к учебному процессу Оценка - это своеобразная нормативная шкала социального расслоения в классе, группе
Многие социологи справедливо утверждают, что взаимная оценка педагогом знаний обучающегося, а обучающимся компетентности педагога и его профессиональных качеств, во многом определяет специфику межличностного школьного взаимодействия Общественный кризис последних лет болезненно затронул и образовательную сферу, существенно снизилась общественная ценность образования, упал престиж труда учителя, что в целом вызвало деформацию учебного функционирования
В отношении нерадивых обучающихся применяется санкционная система К примеру, неудовлетворительная оценка текущего урока, занятия, запись в дневнике, приглашение родителей в учебное учреждение, даже исключение из учебного заведения
В высшем учебном заведении санкционная система является формализованной: студент, который не посещает занятия получает выговор от декана, за неудовлетворительную сдачу сессии он лишается стипендии, или же его и вовсе не переводят на следующий курс Нормативная структура формальной образовательной сферы располагает определенным набором положительных санкций, которые поощряют добросовестную учебу, стимулируют обучающегося к результативной учебе
Например, это отличная оценка, получение аттестата с отличием, льготное поступление в средние и высшие учебные учреждения, именная или повышенная стипендия в институте, диплом с отличными оценками, рекомендации для перевода в аспирантуру Главное место в структуре социального взаимодействия, которое характеризует образовательное функционирование, занимает взаимодействие учителя и ученика
Существует и определенное неравенство такого взаимодействия, потому что статус педагога гораздо выше статуса обучающегося Педагогом занимается господствующее положение, а ученик подчиняется
Учитель доминирует, потому как он занимается организацией учебного процесса, управляет им, он - источник знаний для ученика, моральный авторитет Господствующей позицией преподавателя в группе или классе может быть порожден авторитарный стиль преподавания, который означает безусловную подчиняемость обучающегося авторитету педагога Педагог достаточно строг с учениками, способен наказать провинившихся
Такой стиль преподавания многие годы и даже столетия, вплоть до настоящих дней, существовал в структуре формальной образовательной сферы, .