Социальная структура образования


Социальная структура образования

Социальная структура образовательной сферы

Схематически социальную организацию (структуру) образовательной сферы можно представить, как состоящую из трех ведущих социальных компонентов:

  • руководство, административный состав, менеджеры образовательной сферы;
  • педагогические работники;
  • обучающиеся

Такой структурной моделью значительным образом упрощается реальная картина, потому как имеют место разного рода учебные заведения (начальное образовательное учреждение, среднее школьное учреждение, среднее специальное учебное учреждение, институт, академия), с характерной для них спецификой управления, педагогического функционирования, кадровым составом, категорией обучающихся

Высший уровень в структуре образовательной сферы

Высшая позиция социальной структуры образовательной сферы занята руководителями различных типов:

  • сотрудники министерства;
  • работники департаментов;
  • ректоры;
  • деканы;
  • руководители школьных учреждений;
  • директора училищ .

Необходимо акцентировать внимание на той роли, которую выполняет административный менеджмент в образовательной системе Управленцы этого рода принимают ответственные решения, формируют стратегию образовательного функционирования, определяют основные дисциплины и последовательность их освоения, осуществляют техническое и материальное обеспечение различных образовательных учреждений Они формируют преподавательский корпус, ими определяется перечень нормативных требований к деятельности педагогических работников, вырабатываются критерии оценивания их трудового процесса Это довольно широкий круг обязанностей с большой ответственностью

Представителями высшего управленческого менеджмента формируется государственная политика в целом в образовательной области, ими разрабатываются единые требования к качеству и содержанию учебных планов, их соответствие изменяющимся экономическим, социальным, политическим условиям

Замечание 1

Ими же осуществляется социальный контроль образовательной системы, надзор за деятельностью учебных учреждений.

Сотрудники администрации нижних звеньев (деканы, ректоры, руководители училищ и школьных учреждений, заведующие учебными отделами) несут ответственность за проведение образовательного процесса, уточняют и корректируют образовательную стратегию в конкретном учебном заведении, руководят и контролируют работу педагогических сотрудников, а также поведение обучающихся

Учитель в социальной структуре образовательной системы

Структура образовательной системы, конечно же, важнейшее место отдает учителю

Универсальные нормативные требования к учителю можно свести к следующим аспектам:

  • учитель - это специалист определенной научной и культурной сферы, конкретной предметной области (астрономия, биология, литература, география, химия, история, английский язык);
  • он обладает способностями и качествами лектора, профессионально общается с аудиторией;
  • он владеет обучающими методами школьников или студентов, учит их самостоятельному обучению (конспект занятий, лекций, анализ и исследование литературных источников, решение заданий);
  • он доходчиво и популярно объясняет проблемные вопросы, помогает исправлять ошибки
Замечание 2

Эти требования к социальным функциям педагога самые общие, они не могут раскрыть многие особенности профессии учителя, и деятельности тех преподавателей, которые достигают выдающихся результатов, в том числе и в работе с трудными детьми.

Система оценивания как фактор социальных взаимоотношений педагога и ученика

Другой спецификой социального поведения преподавателя, связанной с системой традиционных нормативных требований, является объективная оценка знаний обучающихся, использование оценивания в воспитательной цели

Выставив оценку, преподаватель не только определил правильность знаний обучающегося, но и тем самым создал школьнику или студенту репутацию в группе, классе, оценка имеет большую личную значимость, потому что мотивирует обучающегося к учебному процессу Оценка - это своеобразная нормативная шкала социального расслоения в классе, группе

Многие социологи справедливо утверждают, что взаимная оценка педагогом знаний обучающегося, а обучающимся компетентности педагога и его профессиональных качеств, во многом определяет специфику межличностного школьного взаимодействия Общественный кризис последних лет болезненно затронул и образовательную сферу, существенно снизилась общественная ценность образования, упал престиж труда учителя, что в целом вызвало деформацию учебного функционирования

В отношении нерадивых обучающихся применяется санкционная система К примеру, неудовлетворительная оценка текущего урока, занятия, запись в дневнике, приглашение родителей в учебное учреждение, даже исключение из учебного заведения

В высшем учебном заведении санкционная система является формализованной: студент, который не посещает занятия получает выговор от декана, за неудовлетворительную сдачу сессии он лишается стипендии, или же его и вовсе не переводят на следующий курс Нормативная структура формальной образовательной сферы располагает определенным набором положительных санкций, которые поощряют добросовестную учебу, стимулируют обучающегося к результативной учебе

Например, это отличная оценка, получение аттестата с отличием, льготное поступление в средние и высшие учебные учреждения, именная или повышенная стипендия в институте, диплом с отличными оценками, рекомендации для перевода в аспирантуру Главное место в структуре социального взаимодействия, которое характеризует образовательное функционирование, занимает взаимодействие учителя и ученика

Существует и определенное неравенство такого взаимодействия, потому что статус педагога гораздо выше статуса обучающегося Педагогом занимается господствующее положение, а ученик подчиняется

Учитель доминирует, потому как он занимается организацией учебного процесса, управляет им, он - источник знаний для ученика, моральный авторитет Господствующей позицией преподавателя в группе или классе может быть порожден авторитарный стиль преподавания, который означает безусловную подчиняемость обучающегося авторитету педагога Педагог достаточно строг с учениками, способен наказать провинившихся

Такой стиль преподавания многие годы и даже столетия, вплоть до настоящих дней, существовал в структуре формальной образовательной сферы, .



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :