Общение педагога с учебным классом ограничено конкретным временным промежутком. Структурно педагогическое взаимодействие состоит не только из непосредственного общения наставника и воспитанников, а включает в себя еще несколько компонентов.
Педагогическое сотрудничество состоит из нескольких стадий:
На первой стадии, когда осуществляется моделирование, преподаватель настраивается на предстоящий контакт с учебным классом. Готовясь к занятию, он:
По ходу моделирования необходимо проработать порядок взаимосвязи с воспитанниками в ходе совместной деятельности. Данная стадия требует от преподавателя прогнозирования восприятия учениками не только учебной информации, но и личностных особенностей самого педагога. В первую очередь, это взаимосвязь с учебным классом.
На этой стадии важно проработать свое поведение с определенной учебной группой: какое выражение лица должно быть при входе в аудиторию; каким образом придать голосу строгости, особенно в начале занятия; в какое время организовать в группе психологическую разгрузку, как лучше это выполнить (демонстрация познавательных опытов, рассказ забавного случая, обращение к видеороликам).
Вторая стадия начинается с непосредственной коммуникации педагога с учебным классом. По-другому называется это коммуникативная атака. От первой минуты общения преподавателя с воспитанниками очень многое зависит, ибо здесь выясняется, сможет ли педагог быть инициатором коммуникации или передаст ее подопечным.
Коммуникативная атака является своего рода борьбой за инициативность во взаимодействии. Если инициатива принадлежит преподавателю, то он организует учебный процесс, если же ученикам, то педагог будет просто пассивно двигаться в русле событий.
Необходимой представляется самопрезентация преподавателя группе. Важная информация содержится в голосе учителя, в его первых словах, важной является и его интонация. Спокойные нотки в голосе призывают учеников к тишине и порядку, к прекращению ненужных разговоров, к переключению своего внимания на преподавателя и на те проблематики, которые он обозначает. Подобная строгость не содержит давления на воспитанников, является неоскорбительной и быстро настраивает слушателей на нужный лад и на продуктивное общение с преподавателем.
В том случае, если преподаватель говорит строго, голос его раздражен, содержит оскорбительные моменты в сторону воспитанников, результат будет абсолютно другим. Ученики могут подчиниться преподавателю, конечно внутри они будут протестовать против угроз и раздражительности. И в определённый момент такое протестное отношение вырвется наружу. Шумная атмосфера или же мертвая тишина не благоприятствуют плодотворному сотрудничеству на уроке.
Третья стадия характеризуется управлением процессом коммуникации, это самое продолжительное по временным рамкам непосредственное общение преподавателя и воспитанников, и достаточно сложное. Подобные сложности обусловлены особенностью каждой стадии проводимого занятия (организационные моменты, опрос учеников, изложение новой информации), специфичностью разрешаемых проблем и типом сотрудничества педагога с группой.
Сложности данной стадии обусловлены теми моментами, что преподаватель не просто планирует и реализовывает собственные дидактические задачи, но и может встретиться с новой нестандартной ситуацией. Преподавателю необходимо быстро среагировать на непредвиденную ситуацию и разрешить новые коммуникативные вопросы. Таким образом, процесс педагогической взаимосвязи есть творческий процесс.
На четвертой стадии происходит анализ сложившейся системы общения и моделирование предстоящего сотрудничества. На этой стадии нужно выделить его основную направленность, обозначить причины продуктивного сотрудничества и трудности, которые возникли у преподавателя.
Необходимо помнить, что структурно урок состоит из организационного момента, опроса слушателей, изложения новых сведений, закрепления знаний и других компонентов. Педагог в самостоятельном порядке моделирует структуру своего занятия и отводит необходимое место и время каждому конкретному компоненту.
Таким образом, структурно педагогическое общение является развернутым во временных рамках периодом коммуникации преподавателя с учениками. Тут присутствует временной интервал каждого этапа (к примеру, сведение до минимума коммуникативного штурма), не представляется возможным полностью исключить конкретный этап. Педагог сначала осмысливает урок и специфику своего взаимодействия с классом, далее входит в аудиторию, где начинается непосредственное общение с учениками.