Структура стилей педагогического общения


Структура стилей педагогического общения

Структурные компоненты взаимосвязи преподавателя и учебной группы

Общение педагога с учебным классом ограничено конкретным временным промежутком. Структурно педагогическое взаимодействие состоит не только из непосредственного общения наставника и воспитанников, а включает в себя еще несколько компонентов.

Педагогическое сотрудничество состоит из нескольких стадий:

  1. Преподаватель моделирует предстоящее сотрудничество с учебным классом в ходе подготовительного этапа к непосредственному общению со слушателями или со взрослой аудиторией (прогностическая стадия).
  2. Организует непосредственное общение с группой (начальная стадия взаимосвязи).
  3. Управляет коммуникацией в текущей педагогической деятельности.
  4. Анализирует состоявшуюся систему взаимодействия и моделирует систему коммуникации предстоящего процесса.

Структурные особенности первой стадии педагогического сотрудничества

На первой стадии, когда осуществляется моделирование, преподаватель настраивается на предстоящий контакт с учебным классом. Готовясь к занятию, он:

  • осмысливает содержательную наполненность учебной информации, которую он будет сообщать;
  • отбирает методики и механизмы, при помощи которых организует познавательное и практическое функционирование воспитанников;
  • удостоверяется в степени готовности лабораторной техники и различных материалов для занятия.

По ходу моделирования необходимо проработать порядок взаимосвязи с воспитанниками в ходе совместной деятельности. Данная стадия требует от преподавателя прогнозирования восприятия учениками не только учебной информации, но и личностных особенностей самого педагога. В первую очередь, это взаимосвязь с учебным классом.

На этой стадии важно проработать свое поведение с определенной учебной группой: какое выражение лица должно быть при входе в аудиторию; каким образом придать голосу строгости, особенно в начале занятия; в какое время организовать в группе психологическую разгрузку, как лучше это выполнить (демонстрация познавательных опытов, рассказ забавного случая, обращение к видеороликам).

Структурные особенности второй стадии педагогического сотрудничества

Вторая стадия начинается с непосредственной коммуникации педагога с учебным классом. По-другому называется это коммуникативная атака. От первой минуты общения преподавателя с воспитанниками очень многое зависит, ибо здесь выясняется, сможет ли педагог быть инициатором коммуникации или передаст ее подопечным.

Замечание 1

Коммуникативная атака является своего рода борьбой за инициативность во взаимодействии. Если инициатива принадлежит преподавателю, то он организует учебный процесс, если же ученикам, то педагог будет просто пассивно двигаться в русле событий.

Необходимой представляется самопрезентация преподавателя группе. Важная информация содержится в голосе учителя, в его первых словах, важной является и его интонация. Спокойные нотки в голосе призывают учеников к тишине и порядку, к прекращению ненужных разговоров, к переключению своего внимания на преподавателя и на те проблематики, которые он обозначает. Подобная строгость не содержит давления на воспитанников, является неоскорбительной и быстро настраивает слушателей на нужный лад и на продуктивное общение с преподавателем.

В том случае, если преподаватель говорит строго, голос его раздражен, содержит оскорбительные моменты в сторону воспитанников, результат будет абсолютно другим. Ученики могут подчиниться преподавателю, конечно внутри они будут протестовать против угроз и раздражительности. И в определённый момент такое протестное отношение вырвется наружу. Шумная атмосфера или же мертвая тишина не благоприятствуют плодотворному сотрудничеству на уроке.

Структурная специфика третьей стадии педагогического сотрудничества

Третья стадия характеризуется управлением процессом коммуникации, это самое продолжительное по временным рамкам непосредственное общение преподавателя и воспитанников, и достаточно сложное. Подобные сложности обусловлены особенностью каждой стадии проводимого занятия (организационные моменты, опрос учеников, изложение новой информации), специфичностью разрешаемых проблем и типом сотрудничества педагога с группой.

Сложности данной стадии обусловлены теми моментами, что преподаватель не просто планирует и реализовывает собственные дидактические задачи, но и может встретиться с новой нестандартной ситуацией. Преподавателю необходимо быстро среагировать на непредвиденную ситуацию и разрешить новые коммуникативные вопросы. Таким образом, процесс педагогической взаимосвязи есть творческий процесс.

Структурные особенности четвертой стадии педагогической взаимосвязи

На четвертой стадии происходит анализ сложившейся системы общения и моделирование предстоящего сотрудничества. На этой стадии нужно выделить его основную направленность, обозначить причины продуктивного сотрудничества и трудности, которые возникли у преподавателя.

Замечание 2

Необходимо помнить, что структурно урок состоит из организационного момента, опроса слушателей, изложения новых сведений, закрепления знаний и других компонентов. Педагог в самостоятельном порядке моделирует структуру своего занятия и отводит необходимое место и время каждому конкретному компоненту.

Таким образом, структурно педагогическое общение является развернутым во временных рамках периодом коммуникации преподавателя с учениками. Тут присутствует временной интервал каждого этапа (к примеру, сведение до минимума коммуникативного штурма), не представляется возможным полностью исключить конкретный этап. Педагог сначала осмысливает урок и специфику своего взаимодействия с классом, далее входит в аудиторию, где начинается непосредственное общение с учениками.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :