Примеры стилей педагогического общения


Примеры стилей педагогического общения

Определение 1

Стилем педагогического общения называется индивидуально-типологическая специфика социальной взаимосвязи наставников и воспитанников.

Основные виды традиционных стилей коммуникации, при учете специфики обратной связи в педагогическом сотрудничестве преподавателя с учениками:

  • авторитарный
  • демократический
  • либеральный

Основные стили общения

Авторитарный стиль. Авторитарная стиль отличается следующей спецификой: наставник сам устанавливает вектор развития класса, рекомендует, как и кому куда сесть, отвергает инициативность учеников, вынужденных догадываться. Формат взаимосвязи: распоряжение, установка, правила, взыскание. Похвала такого наставника звучит в командном тоне. Воспитатель может высмеять допустившего ошибку, не заостряя внимание на ее исправлении. При его отсутствии деятельность протекает медленно, или прекращается окончательно. Преподаватель отличается лаконичностью, начальственным тоном, не терпит возражения.

Демократический стиль.Демократический стиль характеризуется опорой наставника на точку зрения класса. Воспитатель доносит задачи до отдельного подопечного, задействует всех в рассмотрении деятельности; контролирует, координирует, воспитывает. Каждый воспитанник получает похвалу, становится уверенным в себе. Наставник с демократической ориентацией наилучшим образом распределяет нагрузку, учитывает индивидуальность и качества каждого; способствует активности, инициативности. Формат взаимосвязи: предложение, рекомендация, уведомление.

Либеральный стиль. Либеральный стиль характеризуется архаической, попустительской направленностью. Воспитатель не вмешивается в жизнедеятельность класса, он не активен, не инициативен, с легкостью подчинен различным, даже противоречащим друг другу точкам зрения, не берет ответственность за функционирование, занимает пассивную позицию. Авторитетностью наставник не обладает.

Иные стили общения

Совместная увлеченность творческим процессом.

Коммуникация на основании увлеченности совместным творческим процессом характеризуется устойчивым положительным отношением преподавателя к подопечным и действиям, стремится вместе (демократические начала) разрешать проблемы. Увлечение совместным творчеством является продуктивным для всех воспитательным взаимодействием. Педагогическая деятельность наставника в целом носит творческую направленность.

Коммуникация на основе дружеской расположенности.

Коммуникация на основе дружеской расположенности теснейшим образом связана с предыдущей стилевой коммуникацией, в сущности, это важнейшее условие формирования стиля общения увлеченности совместным творческим процессом. Подобный стиль является предпосылкой эффективного учебно-воспитательного функционирования, обеспечивающим основательную предметную осведомленность и формирование хороших черт характера воспитанников. На дружеском общении держится любая деятельность, а деловое педагогическое взаимодействие особенно. Такая стилистическая коммуникация называется общение-диалог. Отношения основываются на духовной общности, взаимном доверии, откровенности, искренности, доброжелательности. Диалог в педагогическом функционировании придерживается ряда условий:

  • совместного видения, обсуждения возникшей ситуации;
  • равенства личных позиций наставника и подопечного,
  • признания ведущей роли воспитанника в развитии и формировании собственной личностной индивидуальности.

Общение-дистанция.

Во взаимоотношении наставника и воспитанника ограничителем является социальное и психологическое дистанцирование. Такой воспитатель положительно относится к ученикам, но управление деятельностью похоже на авторитарную стилевую коммуникацию. Таким образом, понижается творческая направленность совместного сотрудничества. Также формализуется система социально-психологической взаимосвязи наставника и воспитанников, не создается подлинная творческая атмосфера.

Общение-устрашение.

Такая стиль общения связан с неумением воспитателя наладить продуктивное взаимодействие на основе увлеченного совместного функционирования. Такая стилевая коммуникация соединила в себе негативное отношение к подопечным и авторитарные способы и механизмы управления деятельностью. Общение-устрашение указывает на то, чего нельзя делать. Таким образом, снижается активность, самостоятельность и инициативность учеников. Подобная стилевая коммуникация представляется бесперспективной. Она не способна создать коммуникативную атмосферу, обеспечивающую творческий процесс.

Общение-заигрывание.

Данный стиль отличается проявлением либерализма, безответственности и нетребовательного отношения к учащимся. Она обусловлена направленностью наставника к завоеванию ложного, дешевого авторитета. В качестве причины выступает стремление как можно быстрее установить контактирование, желание понравиться воспитанникам, а может и нехватка профессиональной компетентности. Общение-заигрывание появляется как результат:

  • неосознанности наставником ответственности педагогической деятельности;
  • нехватки профессиональных навыков и недостатка межличностных взаимосвязей;
  • страха взаимодействия с классом и в то же время желания контактирования с ним.
Замечание 1

Отрицательные в своей сущности стили общения, такие как заигрывание, устрашение и формат общения-дистанции являются довольно опасными. Применяемые в самом начале педагогической деятельности из-за нехватки у воспитателя профессиональных навыков взаимодействия, они могут укорениться, и стать устойчивой формой педагогической коммуникации, штампом, который затруднит и усложнит работу педагога и снизит ее результативность.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :