В условиях развития современного общества, социально-экономической перестройки и научного-технического прогресса, обучению персонала уделяется огромное внимание. Компании вкладывают достаточно большие денежные суммы в процесс профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
Обучение персонала представляет собой систему мероприятий, направленных на развитие профессиональных умений и знаний работников, отвечающих требованиям стратегического и тактического планирования организации.
Обучение персонала является значимым и необходимым процессом, как для работодателя, так и для сотрудника. Обучение персонала помогает организации:
Если подойти к процессу обучения правильно, то это создаст стимулы для удержания профессионалов в организации и обеспечит привлечение новых кадров. Обучая персонал, компания повышает профессиональную грамотность сотрудников. При этом работник получает новые знания и навыки, профессиональное развитие, что повышает его цену на рынке труда и соответственно стимулирует к работе на эту организацию.
Новые знания приводят к расширению спектра функциональных способностей работника и обеспечивают карьерный рост и повышение заработной платы, что в свою очередь является материальным стимулом.
Процесс обучение приводит к устранению страхов сотрудников потерять рабочее место и укрепляют уверенность в завтрашнем дне, что также повышает трудовую мотивацию. Обученные сотрудники, способные к выполнению сложных рабочих заданий, повышают степень уважения к себе и своей деятельности. Поэтому процессы обучения персонала благотворно сказываются на работе сотрудников и создают стимулы для их дальнейшего развития и профессионального роста именно в этой организации.
Обучение персонала проходит в трех основных формах:
Обучение персонала может проводиться в виде подготовки, переподготовки и повышения квалификационного уровня.
Подготовка персонала предполагает обучение новых сотрудников, не имеющих опыта работы, соответствующего требованиям новой должности. Их необходимо обучить основным теоретическим знаниям и обеспечить их практическую реализацию.
Переподготовка персонала производится при смене профессии и сферы деятельности работником. Иногда она может быть обусловлена введением новых требований к старой специальности, развитием новых технологий производства.
Повышение квалификационного уровня затрагивает практически каждого работника. В процессе своей трудовой деятельности, необходимо постоянно совершенствовать навыки и расширять профессиональные знания. Повышение уровня квалификации позволяет сохранить свое рабочее место и приспособится к новым условиям функционирования производственных процессов, чтобы грамотно и качественно исполнять свои трудовые обязанности.
Независимо от формы и вида обучения персонала, учебный процесс предполагает применение средств обучения, от правильного выбора которых зависит результативность учебного процесса.
Средства обучения персонала – это различные материальные ресурсы и инструментарий процесса обучения, который применяется для эффективного и целесообразного достижения, поставленных целей и задач обучения.
В процессе обучения персонала применяется множество материальных ресурсов – оборудование, инструменты, приборы, ТСО, образцы, модели. Эти средства ориентированы на практическую реализацию, полученных знаний. Теоретическая информация преподносится с помощью знаковых систем – учебники, учебная и методическая литература, справочники, инструкции, наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи, диаграммы.
Применение средств обучения, обусловлен спецификой применяемой методики обучения. Учебная работа с персоналом может происходить на основании:
Рисунок 1. Методы обучения персонала
Традиционные методы включают в себя лекционные и семинарские занятия, просмотр учебных видео роликов, фильмов, прослушивание звуковых файлов.
Активные методы обучения состоят из ролевых и деловых игр, проведения различных тренингов – бизнес развития, личностного роста и т.д., осуществления дискуссионных мероприятий, позволяющих разрешить ту или иную проблему, применение различных имитационных методов, типа моделирования и современных методов обучения, основанных на применении информационных технологий, мультимедийных средств – дистанционное обучение.
Профессиональное обучение осуществляется непосредственно в процессе выполнения рабочих обязанностей. Оно может происходить на рабочем месте, путем наставничества и инструктажа, оказания помощи и поддержки, кадровой ротации, перевод сотрудника в другое подразделение/отдел этой организации или же другого предприятия, стажировки для получения нового опыта работы и освоения новых методов ее организации, ассистирования, подготовки в проектных группах, передачи обязанностей и полномочий, применения программ с расширенным кругом задач и использование новых обучающих инструкций.
Методов обучения очень много. Их выбор зависит от множества факторов. Материально-техническое оснащение учебной деятельности играет первоочередную роль. Способность компании финансировать учебный процесс определяет выбор качественных методов и средств обучения.
Рисунок 2. Методы обучения персонала