Образовательные организации, дающие основное общее образование представлены школами, различных видов и типов. Существуют государственные школы – их большинство, и частные школы. Роль школ в учебном процессе огромна. Обучение в школах проходит самый длительный временной этап. В школах происходит освоение основных учебных дисциплин и формируется база знаний ребенка, на которую он опирается в последующей жизнедеятельности.
Важное значение, для нормального функционирования и развития школы имеет организация учебного процесса. Организационные вопросы определяются исходя из целей и задач обучения. Они обуславливают и выбор форм обучающей деятельности, и средств обучения. Средства обучения представляют собой ресурсы, созданные природой и человеком, и применение которых направлено на реализацию учебной деятельности, донесения знаний до учеников и являются главным инструментом работы педагогического состава.
Тенденции современного социально-экономического развития определяют оснащение школ, необходимыми средствами. Как правило, все средства обучения, которые применяются для реализации школьной программы, подразделяются на следующие группы:
Научно-технический прогресс не стоит на месте. Ежедневно происходят разработки новых технологических новинок в разных областях жизнедеятельности. Образование – не исключение. Сейчас ни одна школа не обходится без наличия интерактивных досок, мультимедийного оборудования, цифровых информационных систем, интернет-технологий. Но, несмотря на расширенный спектр технологического оснащения школ, устная речь, слова, знания педагога, по-прежнему, являются приоритетными инструментами передачи знаний. От профессионализма и квалификации педагога, его творческих способностей зависит эффективность применения средств обучения.
Школы оборудуются определенным количеством кабинетов, которые оснащаются современными техническими средствами, отвечающими требованиям учебных планов и программ.
Каждая школа имеет свою библиотеку, содержащую учебную и художественную литературу, соответствующую школьной программе и имеет читальный зал, куда приходят ученики для самостоятельных занятий.
Ни одна современная школа не может нормально функционировать без компьютерного класса. Классы оборудуют персональными компьютерами, где проходит обучение работе на них и имеется доступ в интернет-сеть, для пользования учебным материалом, электронными энциклопедиями.
В школах уделяется большое внимание физическому воспитанию и развитию. В школьной программе имеются занятия физической культурой, а также имеются дополнительные внеурочные занятия. Для этих целей школы оборудуются спортивным залом и оснащаются инвентарем, отвечающем современным технологическим требованиям.
Школьная программа ориентирована на всестороннее и гармоничное развитие личности. Поэтому трудовому обучение также уделяется внимание. Школы оснащены специальными кабинетами, где происходит трудовое обучение, с соответствующим оборудованием. Например, это может быть швейный кабинет и кабинет деревообработки.
Творческое и эстетическое развитие ребенка также проходит в школе. Учреждения оборудуются специальными залами, в которых проводятся творческие мероприятия, организуются кружки самодеятельности – концерты, театральные постановки, праздники.
Современные средства обучения, применяемые в школьных учреждениях, оказывают не только положительное влияние на образовательный процесс и повышают его результативность, но и могут нанести реальный вред здоровью детей, если применять их неправильно. Важное значение стоит уделять дозированному применению ресурсов. ПК, интерактивные доски, телевизоры, планшеты, видеопроигрыватели и другие устройства, ориентированные на зрительное восприятие информации, несут вредное излучение, которое необходимо ограничить. Поэтому, эти устройства должны быть использованы только в образовательных целях и лимитированные временные промежутки.
Школа – это образовательное учреждение, включающее единовременное нахождение большого количества людей, основная масса среди которых, дети. В связи с этим обстоятельством, применение средств обучения в школах регламентируется на законодательном уровне. Законом строго запрещено, использование в стенах школы, опасных, вредных и токсичных веществ, любых предметов, угрожающих оказанием негативного влияния на организм и психологическое состояние детей.
Государством устанавливаются санитарно-эпидемиологические нормы, которые регламентируют применение негативных веществ и факторов в учебном заведении. При выборе средств обучения, требуется учитывать правила оборудования учебных классов и прочих школьных помещений и их оснащение инвентарем.
Средства обучения, приобретаемые для школы, должны соответствовать государственным стандартам и техническим регламентам.
Информационное развитие и технологии приводят к новому виду угрозы в школах. Важно, создать условия, обеспечивающие информационную безопасность детей, исключить возможный риск, связанный с нанесением информационными ресурсами физического, психологического, морального ущерба детскому организму. Информационную продукцию стоит использовать с особой осторожностью.