Средства обучения в вузе


Средства обучения в вузе

Виды средств обучения, применяемые в вузах

Средства обучения представляют собой все составные части учебного процесса, которые применяются педагогом в своей деятельности и обеспечивают эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Средства обучения включают предметы материального мира и различные виды деятельности, используемые для организации педагогического процесса.

В практике работы высших учебных заведений применяется большое количество разнообразных средств обучения. Их выбор обусловлен многими факторами: материально-техническим снабжением вуза, государственными программами, особенностями процессов внутреннего развития и функционирования вуза, плановыми программами, особенностями построения учебной работы в вузе и спецификой состава обучающихся.

Замечание 1

Четкой классификации средств обучения, применяемой в вузах, не существует. Они подразделяются по различным основаниям и их применение обуславливается организацией учебного процесса того или иного высшего учебного заведения.

Например, средства обучения подразделяют на простые и сложные. Простые включают в себя учебники, учебную литературу и наглядные пособия – предметы, образцы, карты, картины. Сложные включают разнообразное оборудование и устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения – микроскоп, диаскоп, аудио и видео проигрыватели, ПК, телевизоры, проекторы, интернет-технологии.

Наиболее распространенным подразделением средств обучения является их разделение на две большие группы:

  1. Материальные средства – источники информации учебного материала. В эту группу входят все осязаемые ресурсы, применяемые в учебной деятельности: учебная литература, предметы, устройства, оборудование, технические средства.
  2. Идеальные – инструменты освоения учебного материала. Сюда входят знания и навыки педагога, его квалификация, персональные качества, творческие способности, речь, письмо, математические формулы, физические законы, нотная грамота, прием организации учебной работы, образовательная система, требования к учебному процессу, его цели и задачи.

Материальные и идеальные средства обучения не могут быть использованы порознь. Только их совместное и комплексное применение позволяет достичь положительных результатов учебной работы.

По способу восприятия средства обучения подразделяются на три группы:

  • Слуховые средства –аудио записи.
  • Наглядные образцы – муляжи, картины, карты, таблицы.
  • Аудиовизуальные средства – средства, которые можно воспроизвести на экране: фильмы, видеозаписи.
Замечание 2

Важное значение в учебном процессе имеет применение не только конкретных средств обучения, но и методы их применения.

Электронные средства высшего учебного заведения

Современные условия социально-экономического развития, определяют эффективность образовательной деятельности на основании целесообразного применения электронных средств и информационных технологий.

Средства, применяемые в вузах подразделяются на пять групп, на основании их функционального назначения и места, занимаемого в образовательном процессе:

  • Программно-методические – включают в себя систему планирования работы вуза и разработку учебных программ.
  • Учебно-методические – состоят из последовательных указаний и руководства по работе, способы и приемы преподавания учебных материалов, изучение курса, выполнение дополнительных итоговых работ – курсовые, дипломные, рефераты.
  • Обучающие материалы – учебная литература, учебные пособия, лекционные материалы.
  • Дополнительные средства – художественная литература, хрестоматии, энциклопедии, сборники задач.
  • Контролирующие средства – базы данных, тестовые программы, мониторинг результатов учебной работы.

В современных вузах, получили широкое применение мультимедийные средства обучения. Каждый вуз располагает учебным мультимедиа курсом – интерактивный материал, который представлен в электронном формате и дополнен аудио или видео данными. Учебная информация преподносится в разнообразных формах и на разных носителях информации. Это обеспечивает усвоение материалов всеми студентами, поскольку возможности восприятия у всех различные. Мультимедийные курсы служат для упрощения преподнесения учебной информации с помощью информационных технологий.

Мультимедиа курс может быть представлен только посредством ПК. Он состоит из электронного учебника, справочного пособия, компьютерных моделей и тренажеров, упражнений, лабораторных работ и тестовой системы. Электронные учебники позволяют студентам самостоятельно изучать материал, делать это удобным способом и в удобное время. Скорость работы студент также определяет сам, исходя из своих возможностей.

Электронный справочник может быть либо встроен в электронный учебник, либо быть отдельным файлом. Он дает возможность быстрого получения информации, по интересующему вопросу в сжатой форме.

Компьютерные модели разработаны для закрепления теоретической информации, путем практического применения в условиях, идентичных реальным, создания имитации явлений и событий.

Электронный задачник ориентирован на практическую отработку информации, путем рассмотрения способов решения задач с пояснениями, а также выполнения самостоятельных упражнений.

Что касается лабораторных исследований в электронном виде, то они позволяют провести эксперименты, которые нереально выполнить вживую. Самоконтроль и оценка результатов работы может быть проведена, посредством системы тестовых заданий.

Мультимедиа курсы бывают различных видов, в зависимости от вида и типа учебной работы. Можно выделить несколько основных видов мультимедиа курсов:

  • Видеолекция;
  • Мультимедиалекция;
  • Практикум;
  • Лабораторные исследования;
  • Семинары.

Мультимедиа курсы способствуют росту эффективности учебной деятельности вуза, поскольку ориентированы на учет индивидуальных характеристик обучающихся, их нужд, а также целей и задач учебного процесса.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :