Средства обучения представляют собой все составные части учебного процесса, которые применяются педагогом в своей деятельности и обеспечивают эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Средства обучения включают предметы материального мира и различные виды деятельности, используемые для организации педагогического процесса.
В практике работы высших учебных заведений применяется большое количество разнообразных средств обучения. Их выбор обусловлен многими факторами: материально-техническим снабжением вуза, государственными программами, особенностями процессов внутреннего развития и функционирования вуза, плановыми программами, особенностями построения учебной работы в вузе и спецификой состава обучающихся.
Четкой классификации средств обучения, применяемой в вузах, не существует. Они подразделяются по различным основаниям и их применение обуславливается организацией учебного процесса того или иного высшего учебного заведения.
Например, средства обучения подразделяют на простые и сложные. Простые включают в себя учебники, учебную литературу и наглядные пособия – предметы, образцы, карты, картины. Сложные включают разнообразное оборудование и устройства, позволяющие автоматизировать процесс обучения – микроскоп, диаскоп, аудио и видео проигрыватели, ПК, телевизоры, проекторы, интернет-технологии.
Наиболее распространенным подразделением средств обучения является их разделение на две большие группы:
Материальные и идеальные средства обучения не могут быть использованы порознь. Только их совместное и комплексное применение позволяет достичь положительных результатов учебной работы.
По способу восприятия средства обучения подразделяются на три группы:
Важное значение в учебном процессе имеет применение не только конкретных средств обучения, но и методы их применения.
Современные условия социально-экономического развития, определяют эффективность образовательной деятельности на основании целесообразного применения электронных средств и информационных технологий.
Средства, применяемые в вузах подразделяются на пять групп, на основании их функционального назначения и места, занимаемого в образовательном процессе:
В современных вузах, получили широкое применение мультимедийные средства обучения. Каждый вуз располагает учебным мультимедиа курсом – интерактивный материал, который представлен в электронном формате и дополнен аудио или видео данными. Учебная информация преподносится в разнообразных формах и на разных носителях информации. Это обеспечивает усвоение материалов всеми студентами, поскольку возможности восприятия у всех различные. Мультимедийные курсы служат для упрощения преподнесения учебной информации с помощью информационных технологий.
Мультимедиа курс может быть представлен только посредством ПК. Он состоит из электронного учебника, справочного пособия, компьютерных моделей и тренажеров, упражнений, лабораторных работ и тестовой системы. Электронные учебники позволяют студентам самостоятельно изучать материал, делать это удобным способом и в удобное время. Скорость работы студент также определяет сам, исходя из своих возможностей.
Электронный справочник может быть либо встроен в электронный учебник, либо быть отдельным файлом. Он дает возможность быстрого получения информации, по интересующему вопросу в сжатой форме.
Компьютерные модели разработаны для закрепления теоретической информации, путем практического применения в условиях, идентичных реальным, создания имитации явлений и событий.
Электронный задачник ориентирован на практическую отработку информации, путем рассмотрения способов решения задач с пояснениями, а также выполнения самостоятельных упражнений.
Что касается лабораторных исследований в электронном виде, то они позволяют провести эксперименты, которые нереально выполнить вживую. Самоконтроль и оценка результатов работы может быть проведена, посредством системы тестовых заданий.
Мультимедиа курсы бывают различных видов, в зависимости от вида и типа учебной работы. Можно выделить несколько основных видов мультимедиа курсов:
Мультимедиа курсы способствуют росту эффективности учебной деятельности вуза, поскольку ориентированы на учет индивидуальных характеристик обучающихся, их нужд, а также целей и задач учебного процесса.