Тенденции современного общественного развития ведут к необходимости применения новых форм, методов и средств обучения в образовательных учреждениях. Технологическое развитие общества ведет к устареванию традиционных средств обучения и снижению эффективности их применения. Происходит информационное оснащение всех сфер общества, и образовательная, не является исключением.
Новые веяния открывают новые возможности и расширяют спектр средств, доступных для применения в образовательном процессе. Социальная практика становится гибкой и вариативной, что ведет к росту значимости нетрадиционного подхода в обучении. Происходит рост общественной потребности в раннем приобщении к инновационным технологиям и применении современных средств обучения в педагогической деятельности.
Поскольку, учебный процесс ориентирован на личностное развитие, разностороннее и гармоничное, то классический учебный процесс дополняется различными развивающими занятиями, направленными на развитие мотивации и воображения, фантазии и мышления. Поэтому, результативность образовательного процесса в современном мире может быть достигнута только посредством внедрения нетрадиционных средств в учебную практику. При этом, полный отказ от традиционных средств не требуется. Важно, организовать учебный процесс таким образом, чтобы в нем гармонично сочетались традиционные и нетрадиционные средства обучения.
Внедрение новых педагогических технологий и их сочетание с традиционными формами и средствами обучения направлено непосредственно на обучающихся. Они учитывают их интересы, желания, способности и гарантируют повторяемость и воссоздаваемость результатов.
Выбор нетрадиционных средств обучения является непростым. Он должен быть сделан с учетом трех основных факторов:
Аргументация сделанного выбора и сочетание традиционных и нетрадиционных средств обучения при планировании учебного процесса должны производиться на основе установления их соответствия воспитательным и образовательным целям, задачам, содержанию учебных программ, возможностям педагогов и учеников, условиям функционирования учебного заведения и имеющимся временным ресурсам.
Применение классических средств и приемов обучения снижает стимул учеников к познавательной деятельности и заинтересованность в учебном процессе. Традиционные уроки ориентированы на пассивное изучение учебной информации, зазубривание правил, порой, без осознания их значимости, не учитывая возможности, таланты учеников. Успешное развитие личности невозможно без проявления активности в познавательном процессе. Важную роль, здесь, играет педагог. Его творческий потенциал, умение организовать урок интересно и преподать информацию увлекательно и доступно служит главным фактором успешности прохождения учебного процесса.
Образовательные программы разрабатываются по стандартным принципам и шаблонам. Только педагог может внести изменения в традиционную методику, применить новые средства обучения, которые ранее не были использованы. Это поможет активизировать работу обучающихся, заинтересовать их в учебной деятельности, заставить мыслить, заняться поиском ответов на различные вопросы и искать пути решения той или иной проблемы.
Нетрадиционные уроки представляют собой импровизацию учебного занятия, построенного необычным способом. В нем используются способы организации и средства, которые не характерны для традиционных уроков. Нетрадиционные уроки основаны на взаимодействии педагога с учащимися, активном участие учеников в процессе обучения, что приводит к повышению мотивации к познавательной деятельности, качества и эффективности организации учебной работы.
Нетрадиционные уроки нацелены на применение в образовательном процессе новых способов, методов, приемов и средств обучения, что обеспечивает реализацию основного педагогического закона: закон об активности образовательного процесса.
Использование нетрадиционных уроков в учебной программе благотворно сказывается на следующих направлениях учебной деятельности:
Нетрадиционных уроков существует достаточно большое видовое разнообразие. Некоторые виды применяются на практике не в полной форме, а только частично внедряются в организацию урока.
Наиболее популярными считаются следующие виды нетрадиционных уроков:
Применение нетрадиционных уроков является важным средством обучения. Они помогают заинтересовать учащихся в изучении того или иного предмета и получать от учебной деятельности удовольствие.