Нетрадиционные средства обучения


Нетрадиционные средства обучения

Применение нетрадиционных средств обучения в школьном процессе

Тенденции современного общественного развития ведут к необходимости применения новых форм, методов и средств обучения в образовательных учреждениях. Технологическое развитие общества ведет к устареванию традиционных средств обучения и снижению эффективности их применения. Происходит информационное оснащение всех сфер общества, и образовательная, не является исключением.

Новые веяния открывают новые возможности и расширяют спектр средств, доступных для применения в образовательном процессе. Социальная практика становится гибкой и вариативной, что ведет к росту значимости нетрадиционного подхода в обучении. Происходит рост общественной потребности в раннем приобщении к инновационным технологиям и применении современных средств обучения в педагогической деятельности.

Поскольку, учебный процесс ориентирован на личностное развитие, разностороннее и гармоничное, то классический учебный процесс дополняется различными развивающими занятиями, направленными на развитие мотивации и воображения, фантазии и мышления. Поэтому, результативность образовательного процесса в современном мире может быть достигнута только посредством внедрения нетрадиционных средств в учебную практику. При этом, полный отказ от традиционных средств не требуется. Важно, организовать учебный процесс таким образом, чтобы в нем гармонично сочетались традиционные и нетрадиционные средства обучения.

Внедрение новых педагогических технологий и их сочетание с традиционными формами и средствами обучения направлено непосредственно на обучающихся. Они учитывают их интересы, желания, способности и гарантируют повторяемость и воссоздаваемость результатов.

Выбор нетрадиционных средств обучения является непростым. Он должен быть сделан с учетом трех основных факторов:

  1. Использование интуиции.
  2. Принятие осознанного решения.
  3. Аргументация, принятого решения.
Замечание 1

Аргументация сделанного выбора и сочетание традиционных и нетрадиционных средств обучения при планировании учебного процесса должны производиться на основе установления их соответствия воспитательным и образовательным целям, задачам, содержанию учебных программ, возможностям педагогов и учеников, условиям функционирования учебного заведения и имеющимся временным ресурсам.

Использование нетрадиционных уроков в качестве средств обучения

Применение классических средств и приемов обучения снижает стимул учеников к познавательной деятельности и заинтересованность в учебном процессе. Традиционные уроки ориентированы на пассивное изучение учебной информации, зазубривание правил, порой, без осознания их значимости, не учитывая возможности, таланты учеников. Успешное развитие личности невозможно без проявления активности в познавательном процессе. Важную роль, здесь, играет педагог. Его творческий потенциал, умение организовать урок интересно и преподать информацию увлекательно и доступно служит главным фактором успешности прохождения учебного процесса.

Образовательные программы разрабатываются по стандартным принципам и шаблонам. Только педагог может внести изменения в традиционную методику, применить новые средства обучения, которые ранее не были использованы. Это поможет активизировать работу обучающихся, заинтересовать их в учебной деятельности, заставить мыслить, заняться поиском ответов на различные вопросы и искать пути решения той или иной проблемы.

Нетрадиционные уроки представляют собой импровизацию учебного занятия, построенного необычным способом. В нем используются способы организации и средства, которые не характерны для традиционных уроков. Нетрадиционные уроки основаны на взаимодействии педагога с учащимися, активном участие учеников в процессе обучения, что приводит к повышению мотивации к познавательной деятельности, качества и эффективности организации учебной работы.

Нетрадиционные уроки нацелены на применение в образовательном процессе новых способов, методов, приемов и средств обучения, что обеспечивает реализацию основного педагогического закона: закон об активности образовательного процесса.

Использование нетрадиционных уроков в учебной программе благотворно сказывается на следующих направлениях учебной деятельности:

  • Повышается эффективность применения коллективных форм работы;
  • Развиваются стимулы и заинтересованность в изучении того или иного предмета;
  • Формируются навыки самостоятельной работы;
  • Активизируется работа учащихся;
  • Учащиеся занимаются поиском материала для изучения на следующем уроке, отвечающего их потребностям и интересам;
  • Происходит более полная реализация целей и задач обучения;
  • Между педагогами и учащимися складываются дружественные отношения.

Нетрадиционных уроков существует достаточно большое видовое разнообразие. Некоторые виды применяются на практике не в полной форме, а только частично внедряются в организацию урока.

Наиболее популярными считаются следующие виды нетрадиционных уроков:

  1. Урок пресс-конференция. Этот вид урока проводится в виде ролевой игры – интервью, участники которого наделяются определенными ролями, в ходе которого происходит поиск ответов на проблемные вопросы и подводятся итоги изучения какой-либо темы.
  2. Урок – соревнование. Он предполагает проведение состязаний между командами. Класс подразделяется на две или более команды и производятся соревнования по выполнению упражнений, заданий, викторины по предмету. Такие уроки характеризуются результативностью учебного процесса и росту эффективности самостоятельной работы учеников.
  3. Урок – ролевая игра. Применение этого вида урока обеспечивает формирование учебного взаимодействия и партнерских отношений в коллективе.
  4. Урок – восхождение. Проводится в игровой форме, на основе состязания и восхождения на вершину. Для ее достижения необходимо выполнять различные задания по предмету, отвечать на вопросы.
  5. Урок – блицтурнир. Урок проводится по конкретной тематике. Учащиеся делятся на группы и каждой достается раскрытие одной из тем.
  6. Урок – экскурсия. Этот вид уроков является выездным. Он проходит за пределами учебного заведения – музей, галерея, театр, парк и т.д. Учащиеся должны быть осведомлены о целях урока. По окончании экскурсии проводится проверка усвоенного материала в различных формах: опрос, тестирование, выполнение заданий.

Применение нетрадиционных уроков является важным средством обучения. Они помогают заинтересовать учащихся в изучении того или иного предмета и получать от учебной деятельности удовольствие.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :