Коллективный способ обучения – это организация обучающего процесса таким образом, чтобы он происходил на основе взаимного обучения учащимися друг друга. Как правило, такое обучение проходит путем разделения коллектива на пары.
Коллективный способ обучения является особой педагогической технологией. Она имеет несколько преимуществ, заключающихся в разрешении проблем и разногласий современной системы образования. В частности, коллективный способ обучения позволяет разрешить следующие противоречия:
Групповое обучение происходит следующим образом. На уроках выстраиваются взаимоотношения между педагогом и обучающимися, базирующиеся на взаимодействии и сотрудничестве сторон. Таким образом, происходит усвоение научных знаний, которые позволяют раскрыть основные жизненные ценности.
Групповое взаимодействие способствует реорганизации, переделке позиций личности, преобразованию ценностных ориентиров, изменяются цели образовательного процесса и взаимоотношения между обучающимися. Смена позиции личности приводит к перемещению на новую, более высокую ступень освоения учебной работы, освоению новых способов взаимоотношений между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
Коллективная работа делает возможным проявить активность и инициативу каждому ученику, стимулирует развитие таких качеств, как взаимопомощь, взаимопонимание, устраняет проблемы замкнутости личности и позволяет в полной мере раскрыть свое отношение к миру, обществу, классу, другим ученикам. Такой способ работы не оставляет ни одного ученика в стороне от учебного процесса.
Педагог, применяющий коллективный способ обучения, занимается поиском и созданием форм и способов его реализации, которые будут соответствовать целям и задачам образовательного процесса и условиям его проведения.
Коллективные способы обучения базируются на следующих принципах:
Процесс организации коллективной работы сложный и многогранный. Он включает в себя несколько этапов. Для начала требуется выбрать способ обучения. Он может быть комбинированным или индивидуальным. Комбинированный способ обучения включает несколько форм взаимодействия в коллективе: индивидуальное, групповое и парное. Наиболее чаще применяется групповая форма сотрудничества. Групповые технологии состоят из следующих элементов:
Особую роль играет правильный и грамотный подход педагога к организации коллективной работы и выбору средств. Это помогает достичь основных условий коллективного взаимодействия. Ученики будут знать и осознавать цели совместной работы, рационально распределять обязанности и действия для их достижения и чувствовать взаимозависимость, а также контролировать работу друг друга.
Технология коллективного обучения базируется на трех составляющих:
Подготовка учебного материала производится путем выбора основных средств обучения. Исходя из специфики образовательного процесса, дисциплины, особенностей учеников и условий организации учебной работы, педагог выбирает учебную литературу, методические пособия, дополнительной справочной литературы, художественных произведений, наглядных пособий, современных технологических средств – подготовка презентаций, просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей и т.д.
Выбор направления работы обучающихся состоит в способности сформировать и применить на практике теоретические знания и навыки и провести мониторинг по итогам работы.
Организация учебного занятия зависит от его особенностей, временных рамок, количества учебного материала, выбора средств обучения, возрастных особенностей учеников, применяемых технологиях.
Коллективный способ обучения направлен на освоение основных академических знаний и навыков, формирование навыков работы в коллективе и сотрудничества и создания международных школ трудового сотрудничества.