Роль народной педагогики


Роль народной педагогики

Замечание 1

Народная педагогика является педагогикой народных масс. Трудящийся люд не имел возможностей для обучения своих детей в школах, поэтому пользовался всей совокупностью знаний и умений в воспитательных вопросах, взятых из реальной жизни. Так можно объяснить появление термина «народная педагогика», непосредственно для употребления в педагогическом и образовательном смыслах, и как обозначение фольклора, передаваемого из уст в уста. Естественно, что данная педагогическая категория подразумевает и практическое значение воспитательной деятельности ребенка.

Часть духовной культуры каждой отдельной народности представляет собой воспитательные народные приемы, передающиеся устно из поколения в поколение, и отображающие опыт многовековой педагогической практики. Как показывают исследования, педагоги-новаторы прошлых столетий в своих образовательных сочинениях всегда опирались на ценный воспитательный опыт народных трудящихся масс.

В течение многих столетий народ собирал и копил огромный опыт в воспитании подрастающего поколения, а также сформировал опыт моральных норм и правил поведения человека в семье и общественной жизни.

Историческая роль народной педагогики

Система народного воспитания была фундаментом этической жизни многих поколений, обладая неоспоримым ценным сводом правил и норм. Система воспитания и морально-нравственные правила разных народов, хотя и не лишены своеобразия, имеют общие базовые ценности: глубокое уважительное отношение к человеку, особенно к старшему поколению и родителям, душевное и теплое гостеприимство, безграничная любовь к детям, отсутствие в их воспитании телесной меры наказания; любовь к труду, передача производственных умений от родителей к детям; огромное влияние устного фольклорного жанра в воспитании молодежи, проявляется такой метод поучения в народных эпосах, сказках, песнях, пословицах, поговорках, былинах, анекдотах.

Народные методы и средства воспитания на протяжении веков не получали научного обобщения, а носили только эмпирический характер. Несмотря на это воспитательные народные методы носили прогрессивный и гуманный характер, что играло положительное значение для интересов целой нации, способствовало единению всех слоев общества. Устное народное творчество, как педагогический процесс отличается своей доступностью, является широко распространенным методом воздействия на сознание и поведение подрастающего поколения, вырабатывая у них положительные моральные качества.

Молодежь всегда интересовалась творческими подвигами предков, старшего поколения. Лучшим примером для воспитания всегда был героизм и мужество, проявленные во время защиты своего отечества.

Лучшими нравственными качествами человека всегда признавались в народной педагогике:

  • скромность;
  • искренность;
  • честность;
  • самокритичность;
  • умение находить и признавать не только чужие ошибки, но и свои.

Огромную роль народная педагогика отдает труду, что нашло отображение в пословицах и поговорках. Труд являлся для народных масс не только воспитательной мерой, но и потребностью, что вырабатывало в человеке решительность, ответственность и в целом благотворно влияло на развитие личности. Следовательно, место, значение и роль народной педагогики в воспитательной системе подрастающего поколения не должна быть переоцененной, но и не может игнорироваться.

Ценный опыт народной педагогики обогатил воспитательными средствами и воздействовал на современную научную педагогику. Изучить и осмыслить народную педагогику невозможно без проникновения:

  • в историю;
  • философию;
  • психологические особенности народа.

В течение всего исторического процесса объект и субъект воспитания - это человек. Ядром народной педагогики являются эмпирические знания, проверенные практической деятельностью, в сочетании с накопленным веками опытом и навыками воспитания. Не нужно упускать и тот факт, что педагогические воззрения народных масс, сложились без профессиональной педагогической подготовки, на основании только лишь эмпирического знания, и обладали они стихийным характером. Конечно, повседневный воспитательный процесс и педагогический контакт с детьми не носил осознанного характера. С такой позиции народная педагогика может быть рассмотрена как целостный всенародный педагогический эксперимент.

Замечание 2

Современная педагогическая теория, обогащена ценнейшим опытом народного воспитания, что дало возможности для значительного повышения педагогической культуры народа, и глубокого убеждения в активной роли народных масс в развитии педагогического воззрения как составной части общечеловеческого культурного наследия.

Роль народной педагогики для русского языка

Опыт народного воспитания, выраженный в сказках, былинах, пословицах, поговорках, песнях, был составной частью глубоких семейных традиций, являлся своего рода кодексом для отдельной семьи, и в целом всего русского народа. Такие фольклорные жанры были доступными и близкими для всех людей, являясь краткими, содержательными и законченными по структуре, удобны в обращении, а также несли глубочайшую мудрость и опыт всего народа.

Народная педагогика не обладает четкими и определенными законами, систематизированными знаниями, точными научными терминами. В категорийном аппарате мудрости народа хранятся отпечатки местных диалектов, кратких народных примет и лаконичных выражений. Таким образом, языковой стиль народной педагогики стал понятен и близок самому широкому слою трудящегося народа. Примечательно то, что большинство слов, грамматических форм, давно вышедших из применения живого языка и литературы, продолжает свою жизнь в народном эпосе, не воспринимаясь как устаревшие структурные формы. Наоборот, ими с успехом выполняется смысловая, идейная и эстетическая функции.

Замечание 3

Роль народной педагогики сложно переоценить. Народная система воспитания находит свое отражение в современном творчестве многих писателей, поэтов и ученых.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :