Терминология специальной педагогики


Терминология специальной педагогики

Определение важных понятий специальной педагогики

Замечание 1

Коррекционная педагогика является педагогической наукой, поэтому она пользуется многими общими педагогическими понятиями, в частности, такими как: образование, воспитание, обучение, методы, принципы, дидактика. Кроме этого коррекционная педагогика как дефектологическая наука пользуется общедефектологическими понятиями, в частности, такими как: коррекция, компенсация, реабилитация, интеграция, адаптация.

Понятийно-категориальный аппарат коррекционной педагогики является весьма широким, он использует также определенные категории специальной психологии, медицинские термины.

Приведем определение отдельных важных для коррекционной педагогики понятий:

  • Образование – это результат завершенного обучения.
  • Обучение – целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся, в процессе которого усваиваются знания, формируются умения и навыки.
  • Воспитание – передача опыта общественных отношений и формирование духовной сферы личности. Используется как в широком (социальном, педагогическом), так и узком смысле.
  • Развитие – процесс и результат количественных и качественных перемен в организме человека.
  • Социализация – становление личности человека на основе усвоения им элементов общественной культуры и социальных ценностей.
  • Дети с нарушениями (дефектами) психофизического развития – дети, имеющие физические и (или) психические нарушения, которые отображаются на всем психофизическом развитии ребенка и препятствуют усвоению им социокультурного опыта без специально созданных условий. В качестве синонимов используют: дети, нуждающиеся в коррекции психофизического развития; аномальные дети; дети с особыми образовательными потребностями; инвалиды.
  • Коррекция – система педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на ослабление и (или) преодоление недостатков психофизического развития умственно отсталых учащихся в процессе обучения и воспитания с целью максимально возможного развития их личности. В узком смысле этот термин означает улучшение, исправление недостатков.
  • Коррекционная работа – это деятельность, направленная на улучшение процессов развития и социализации ребенка, ослабление или преодоление его психофизических недостатков в процессе обучения и воспитания с целью максимально возможного развития его личности и подготовки к самостоятельной жизни.
  • Интеграция – включение ребенка с недостатками психофизического развития в среду здоровых людей в процессе обучения, воспитания, труда, проведения свободного времени.
  • Инклюзия – это политика и процесс, который дает возможность всем детям участвовать во всех программах. Главный принцип инклюзии: «Равные возможности для каждого».
  • Абилитация – первичное формирование функций и способностей у детей раннего возраста с проблемами развития за счет создания специальных условий.
  • Социальная адаптация – приспособление ученика к условиям жизни и труда.
  • Коррекционное образование – образование в специальных заведениях (школы, классы, реабилитационные центры), которое предоставляется специалистами и содержит учебный, воспитательный и коррекционный компоненты.

Понятие компенсации и псевдокомпенсации

Определение 1

Компенсация (от лат. Compensatio – возмещение, уравновешивание) в общебиологическом смысле означает одну из форм приспособления организма к условиям существования при исчезновении или нарушении какой-то его материальной структуры или функции вследствие перенесенного заболевания, травмы, повреждения.

В процессе компенсации на основе тесного взаимодействия органов и систем организма перестраиваются и замещаются функции, направленные на восстановление оптимальной модели организма с средой при нарушении той или иной функции. Это осуществляется различными путями: функции дефектных органов замешиваются другими, которые позволяют организму поддерживать адекватные связи с окружающей средой; недоразвитые, нарушенные или ослабленные функции полностью или частично восстанавливаются, перестраиваются отношения между ними; формируются новые системы временных связей и тому подобное.

Процессы компенсации как физиологической меры характерны и для животных: на основе инстинктивно-биологического приспособления организм животного при исчезновении или нарушении какой-то функции стремится к уравновешиванию со средой. Здесь срабатывают законы биологического приспособления, которые развились в процессе эволюции живой материи.

Развитие процессов компенсации у человека имеет качественно иной характер. Суть их формирования заключается не столько в биологическом приспособлении организма, хотя и здесь физиологическая реакция играет важную роль, а в приобретении новых способов действий, усвоении социально опыта в условиях сознательной, целенаправленной деятельности. Ведущую роль в формировании процессов компенсации у человека играют не элементарные, а высшие функции, компенсация связана со всесторонним развитием человеческой личности.

Действительно научный подход к проблеме компенсации связан с диалектико-материалистическим пониманием компенсации дефекта в аномальных детей как своеобразного развития, обусловленного синтезом биологических и социальных факторов при ведущей роли последних.

В свое время Л. С Выготский принципиально поставил вопрос о необходимости переориентации дефектологии с позиций биологической компенсации на идею социальной компенсации дефекта. Он подчеркивал, например, что достаточное развитие функций сохранившихся органов, которые компенсируют аномальному ребенку упущенную возможность деятельности пораженного органа (слух, осязание у слепых, зрение у глухих), объясняется не врожденным строением их, якобы заранее предусмотренной мудростью природы, а тем, что эти органы усиленно работают в опыте аномального ребенка для успешного обеспечения его связей с окружающей действительностью. Указывая на то, что особенности психического развития ребенка с дефектом анализатора определяются не первично – собственно дефектом, а вторично – социальными последствиями, вызванными этим дефектом, Л. С Выготский видел главный путь преодоления отклонений в развитии аномальных детей в привлечении их к широкому кругу социальных отношений, общении с окружающим миром, активном участии в общеполезной разнообразной деятельности при принципиальной ориентации на сохраненные возможности детской личности.

Определение 2

От компенсации следует отличать псевдокомпенсацию (греч. – Pseudos – ложь, ошибка; в сложных словах соответствует понятию ненастоящий), то есть такие условно приспособительные, вредные образования, которые возникают, в частности, как реакция ребенка на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружения.

Итак, раскрытые выше основные понятия коррекционной специальной педагогии можно рассмотреть в таких соотношениях: в целях обеспечения социальной адаптации умственно отсталого человека она включается в систему реабилитационной работы, одним из основных направлений которой является педагогическая коррекция, что обеспечивает формирование процессов компенсации при поврежденном развитии личности.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :