Коррекционная педагогика является педагогической наукой, поэтому она пользуется многими общими педагогическими понятиями, в частности, такими как: образование, воспитание, обучение, методы, принципы, дидактика. Кроме этого коррекционная педагогика как дефектологическая наука пользуется общедефектологическими понятиями, в частности, такими как: коррекция, компенсация, реабилитация, интеграция, адаптация.
Понятийно-категориальный аппарат коррекционной педагогики является весьма широким, он использует также определенные категории специальной психологии, медицинские термины.
Приведем определение отдельных важных для коррекционной педагогики понятий:
Компенсация (от лат. Compensatio – возмещение, уравновешивание) в общебиологическом смысле означает одну из форм приспособления организма к условиям существования при исчезновении или нарушении какой-то его материальной структуры или функции вследствие перенесенного заболевания, травмы, повреждения.
В процессе компенсации на основе тесного взаимодействия органов и систем организма перестраиваются и замещаются функции, направленные на восстановление оптимальной модели организма с средой при нарушении той или иной функции. Это осуществляется различными путями: функции дефектных органов замешиваются другими, которые позволяют организму поддерживать адекватные связи с окружающей средой; недоразвитые, нарушенные или ослабленные функции полностью или частично восстанавливаются, перестраиваются отношения между ними; формируются новые системы временных связей и тому подобное.
Процессы компенсации как физиологической меры характерны и для животных: на основе инстинктивно-биологического приспособления организм животного при исчезновении или нарушении какой-то функции стремится к уравновешиванию со средой. Здесь срабатывают законы биологического приспособления, которые развились в процессе эволюции живой материи.
Развитие процессов компенсации у человека имеет качественно иной характер. Суть их формирования заключается не столько в биологическом приспособлении организма, хотя и здесь физиологическая реакция играет важную роль, а в приобретении новых способов действий, усвоении социально опыта в условиях сознательной, целенаправленной деятельности. Ведущую роль в формировании процессов компенсации у человека играют не элементарные, а высшие функции, компенсация связана со всесторонним развитием человеческой личности.
Действительно научный подход к проблеме компенсации связан с диалектико-материалистическим пониманием компенсации дефекта в аномальных детей как своеобразного развития, обусловленного синтезом биологических и социальных факторов при ведущей роли последних.
В свое время Л. С Выготский принципиально поставил вопрос о необходимости переориентации дефектологии с позиций биологической компенсации на идею социальной компенсации дефекта. Он подчеркивал, например, что достаточное развитие функций сохранившихся органов, которые компенсируют аномальному ребенку упущенную возможность деятельности пораженного органа (слух, осязание у слепых, зрение у глухих), объясняется не врожденным строением их, якобы заранее предусмотренной мудростью природы, а тем, что эти органы усиленно работают в опыте аномального ребенка для успешного обеспечения его связей с окружающей действительностью. Указывая на то, что особенности психического развития ребенка с дефектом анализатора определяются не первично – собственно дефектом, а вторично – социальными последствиями, вызванными этим дефектом, Л. С Выготский видел главный путь преодоления отклонений в развитии аномальных детей в привлечении их к широкому кругу социальных отношений, общении с окружающим миром, активном участии в общеполезной разнообразной деятельности при принципиальной ориентации на сохраненные возможности детской личности.
От компенсации следует отличать псевдокомпенсацию (греч. – Pseudos – ложь, ошибка; в сложных словах соответствует понятию ненастоящий), то есть такие условно приспособительные, вредные образования, которые возникают, в частности, как реакция ребенка на те или иные нежелательные проявления к нему со стороны окружения.
Итак, раскрытые выше основные понятия коррекционной специальной педагогии можно рассмотреть в таких соотношениях: в целях обеспечения социальной адаптации умственно отсталого человека она включается в систему реабилитационной работы, одним из основных направлений которой является педагогическая коррекция, что обеспечивает формирование процессов компенсации при поврежденном развитии личности.