Структура специальной педагогики


Структура специальной педагогики

Система специального образования России

Специальное обучение в нашей стране осуществляется по трем направлениям:

  • специальные школы (школы-интернаты);
  • интегрированное обучение в условиях общеобразовательной школы;
  • инклюзивное обучение.

На данный момент создана разветвленная сеть интернатных учреждений, обеспечивающих обучение, воспитание, комплекс коррекционно-реабилитационных, лечебно-оздоровительных мероприятий детей с нарушениями развития. Однако, еще Выготский отмечал, что наша специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, как правило, развивает у него навыки, которые приводят к еще большей изолированности и усиливают его сегрегацию. Из-за этих недостатков не только парализуется общее воспитание ребенка, но и специальная выучка сводится почти на нет.

Система специального образования в России имеет вертикально-горизонтальную структуру:

  1. раннее детство (от 0 до 3 лет);
  2. дошкольный период (с 3 до 6-7 лет);
  3. период школьного и профессионального обучения (с 6-7 до 16-21 лет).

Специальные школы в основном обеспечены всеми учебно-методическими материалами, которые разработаны в соответствии с требованиями современности. Однако, на смену специализированному обучению приходят новые формы получения образования, благодаря которым учащиеся с особыми потребностями получают возможность перейти из специализированных школ в массовые по месту жительства.

Инновационные педагогические технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями предусматривают:

  • внедрение инклюзивного и интегрированного обучения;
  • введение билингвального (двуязычного) обучения глухих и с пониженным слухом (введение русского жестового языка как учебного предмета и как средства обучения);
  • адаптация содержания начального образования в соответствии с особенностями развития и возможностей усвоения учебного материала детьми с особыми образовательными потребностями (по нозологиям) и введение коррекционно-развивающей линии.

Интегрированное обучение в структуре специальной педагогики

Структура специальной педагогики включает в себя интегрированное обучение.

Определение 1

Интеграция – это включение ребенка с недостатками психофизического развития в среду здоровых людей в процессе обучения, воспитания, труда, проведения свободного времени.

Такая форма предоставления образования обеспечивает возможность учащимся с нарушением психофизического развития обучаться в обычных классах общеобразовательной школы, при этом эти дети должны овладеть программой массовой или специальной школы, им предоставляются устоявшиеся образовательные услуги. Как коллективная форма образовательной интеграции может функционировать через специальные классы (группы), в которых дети с особенностями психофизического развития получают образовательный уровень специальной школы-интерната.

Интегрированное обучение рассматривается как образовательный процесс, имеющий шесть уровней. Первые три – психолого-педагогический, понятийно-терминологический и правовой, характеризующие внешние условия интеграции:

  • психолого-педагогический уровень предусматривает создание необходимых условий, чтобы ребенок с особенностями развития не чувствовал себя изолированным среди здоровых сверстников (специально приспособленные школьные помещения, устранение архитектурных препятствий, создание соответствующего эмоционально положительного, комфортного учебной среды, как на уроках, так и во внеурочное время) ;
  • понятийно-терминологический уровень предполагает использование терминологии, которая не носит дискриминационного окраску. Некорректным считается использование диагностической лексики, при необходимости используется узким кругом специалистов. В частности, должен быть изъят из широкого потребления термин "аномальный ребенок", удостоверяющий полную неполноценность и ориентированный не на развитие ребенка, а на его ограничение;
  • правовой уровень интеграции связан с соблюдением прав ребенка, которые признаны международным сообществом и способствуют разработке соответствующей нормативно-правовой базы для внедрения интегрированного обучения. Нормативно-правовые документы должны подтвердить, что родители выбирают такую форму обучения для своего ребенка, а образовательные учреждения при содействии правительственных организаций должны удовлетворить все их запросы, опираясь на соответственно утвержденное законодательство.

Внутренние условия интеграции определяют социально-коммуникативный, учебно методический и учебно-психологический уровни:

  • социально-коммуникативный уровень является определяющим в успехе интеграции, поскольку он предусматривает полное взаимодействие детей с особенностями психофизического развития и их сверстников. Основываясь на ведущие концепции ("контактную " и "моделирование "), можно устранить стереотипность поведения "особого " ребенка и обеспечить моделирование его поведения по образцу поведения здоровых детей. Ученые отмечают, что интеграция будет способствовать усвоению норм социального поведения детьми с особенностями психофизического развития. В значительной степени это зависит от самой организации учебного процесса в школе, состава и количества учеников в классе, от продуманной и продуктивной организации их совместной деятельности;
  • программный уровень интеграции предусматривает создание единого расписания (учебный план, программа, учебник), в котором учитывались бы особые потребности детей, на основе разработки многоуровневых учебных программ, формируемых с учетом индивидуальных возможностей школьников;
  • учебно-психологический уровень в процессе интеграции определяет участие ребенка с особенностями психофизического развития в оценке своих знаний и успехов личностного развития. Такая оценка является основным определяющим моментом в интегрированном обучении, поскольку субъективное самочувствие каждого ученика с особыми образовательными потребностями должно быть первоочередным фактором в определении успешности интеграции.

Инклюзия как система обучения

Определение 2

Инклюзия – особая система обучения, которая обеспечивает обучение по индивидуальным учебным планам и с помощью систематического медико-социального и психолого-педагогического сопровождения, охватывает широкий контингент учащихся и дифференцирует образовательный процесс, отвечая на потребности учащихся всех групп и категорий, формирует создание образовательной среды, которая бы соответствовала потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития.

Кроме коллективных форм обучения широко внедряется индивидуальное обучение, что является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения права ребенка на получение полного общего среднего образования с учетом индивидуальных способностей и дарований, состояния здоровья.

Замечание 1

Кроме коллективных форм обучения широко внедряется индивидуальное обучение, что является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения права ребенка на получение полного общего среднего образования с учетом его индивидуальных способностей и дарований, состояния здоровья.

Однако выявлен ряд негативных факторов в процессе организации индивидуального обучения:

  • недостаточный учет общих и специфических особенностей психофизического развития детей по индивидуальной форме обучения, в частности их наиболее пораженных сфер и сохранившихся функционирующих;
  • преодоления низкой успеваемости учащихся индивидуального обучения относительно сверстников с нарушениями, которые учатся в школе;
  • отсутствие комплексного коррекционно-воспитательного сопровождения детей с тяжелой патологией в условиях семьи.

Инновационные педагогические технологии обучения детей с особыми образовательными потребностями предусматривают:

  • внедрение инклюзивного и интегрированного обучения;
  • введение билингвального (двуязычного) обучения глухих и с пониженным слухом (введение русского жестового языка как учебного предмета и как средства обучения);
  • адаптация содержания начального образования в соответствии с особенностями развития и возможностями усвоения учебного материала детьми с особыми образовательными потребностями (по нозологиям) и введение коррекционно-развивающей линии. 


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :