Развитие специальной педагогики


Развитие специальной педагогики

Становление специальной педагогики в России

В последнее время в России, как и во всем мире, вследствие воздействия многих факторов увеличилось количество людей-инвалидов и детей с особыми потребностями. Такие люди по своей природе и поведению сильно отличаются как от всех, так и друг от друга. Поэтому перед государством особенно остро встает вопрос об обеспечении равных прав и возможностей для детей и молодежи с особыми потребностями в новой социальной ситуации, условий для их успешной интеграции в общество.

Мировой опыт предыдущих поколений, их теоретические и практические достижения ныне становятся источником развития и совершенствования системы социально-педагогической работы с людьми с особыми потребностями в соответствии с требованиями современности.

Анализ научно-педагогических источников свидетельствует о том, что вопросы опеки, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями поднимался еще на ранних этапах общественного развития. Но отношение к таким детям в разные времена развития общества было различным – от физического уничтожения больных или лишних людей до полной интеграции их в общество. Милосердие к детям и забота о них, особенно о брошенных, распространялись с укреплением христианского мировоззрения. В славянских государствах таких детей смотрели как на божьих людей, слова святой и юродивый на Руси использовались как синонимы.

Замечание 1

Как свидетельствуют историко-педагогические источники, вопрос общественной заботы о детях с особыми потребностями широкого распространения приобрел во времена Киевской Руси. Еще в 996 году князь Владимир Великий обязал духовенство заботиться о детях-сиротах, нищих и юродивых.

Долгое время инициатива заботы о детях с нарушениями развития поступала от организаций и частных лиц. В начале ХХ века в России были сделаны первые попытки открыть специальные заведения в системе государственного образования. Так, в 1911 году в Москве на средства отдела народного образования открылся первый вспомогательный класс для умственно отсталых детей в Пушкинском городском училище. А в 1915 - 1916 учебном годах открываются вспомогательные классы в восьми начальных училищах.

В советское время создается на бесплатной основе передовая по содержанию система образования, которая была доступна каждому члену общества, вводится система обязательного полного среднего образования. В этот период активно развивается наука педология, которая защищала психику детей от перегрузок, помогала им в учебе и овладении профессией. Забота о детях с особыми потребностями все больше полагается на государство. Декретом от 25 января 1919 г. филантропические-опекунские учреждения для слепых, глухих и умственно отсталых детей вошли в систему народного образования и начали развиваться как государственные учреждения.

В 1926 году было принято «Положение о детских домах», которое существенно меняло цели, задачи, содержание, формы и методы работы детских учреждений. Если сразу после гражданской войны они выполняли преимущественно функцию спасения детского населения от голода и холода, то теперь на первый план выходят социально-педагогические аспекты их деятельности. Постановлением СНК СССР от 24.09.1929 года детские дома были преобразованы в школы-интернаты для глухих, слепых и умственно отсталых детей и подростков. Негосударственные организации как пережиток прошлого были отстранены от общественной защиты детей.

В период 30-40-х гг. ХХ в. тема социальной помощи детям, имеющим особые потребности, была закрыта. Запрещено было проводить работу по изучению детской личности, оценке психических свойств ребенка, объяснять и предвидеть педагогические явления. Указанный период вошел в историю под названием бездетная педагогика.

Замечание 2

В 60-70 гг. ХХ века в педагогической науке и практике становится заметным поворот в сторону социальной педагогики, становление и развитие ее организационных форм и институтов, обновление теоретических исследований в области образования и воспитания.

Зарубежный опыт и перспективы развития специальной педагогики

В начале ХХ в. педагогическая наука во многих странах мира начинает выполнять воспитательные функции, помогает человеку в решении личных проблем, социальные педагоги концентрируют свои силы вокруг охраны детства и работы с молодежью. С этого времени начинается процесс активного возникновения различных педагогических школ, процесс обмена педагогическими идеями между ведущими странами мира.

Целесообразно обратить внимание на то, что в 50-60-х гг. ХХ в. в англо-американском мире возникла профессия, которая направлена на помощь людям, которые выпадают из основной массы общества. В это же время социально-педагогическая наука рядом с правовыми науками, медициной, религией изучается во многих европейских университетах. Как наука специальная педагогика сформировалась в большинстве стран Европы в середине ХХ в.

Так, 1944 год в Великобритании считается переломным, именно тогда в стране состоялась школьная реформа, благодаря принятому правительственному Акту об образовании, в котором специальному образованию посвятили восемь разделов, определили одиннадцать категорий «проблемных детей». В ноябре 1973 года по инициативе Государственного секретаря по образованию М. Тэтчер было сформировано Комитет по всесторонней проверке уровня обеспечения образования молодежи с физическими и умственными недостатками.

Замечание 3

Сегодня основной тенденцией государственной политики в странах мира и Европейского союза является толерантное отношение к детям-инвалидам как к полноценным членам общества, они имеют равные права и возможности на учебу, работу, общественную деятельность и тому подобное.

Вопросу воспитания и обучения этих детей уделяют большое внимание ученые всех стран мира. Идеология и успехи в решении проблем людей с инвалидностью всех развитых стран заключаются в интегративном подходе - объединении усилий:

  • государства,
  • общественности,
  • религиозных организаций.

На основании материалов, предоставленных странами (Бельгия, Германия, Кипр, Чехия, Польша, Словения, Литва, Лихтенштейн и другие) Европейское агентство по вопросам образования в январе 2003 года подготовило публикацию на тему: «Специальное образование в Европе». Информация была представлена по следующим направлениям: основные тенденции в обучении детей с особыми потребностями; финансирование специального образования; педагоги в системе обучения детей с особыми потребностями; информационные технологии в системе обучения; раннее вмешательство в процесс развития детей с особыми потребностями.

Политика европейских государств в сфере образования признает эффективным привлечение детей с особыми потребностями в общественную жизнь и организацию интегрированного и инклюзивного обучения их вместе со сверстниками.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :