Проблемы специальной педагогики


Проблемы специальной педагогики

Проблема организации специальных учебных заведений

Определение 1

Система коррекционного образования – это совокупность различных типов учреждений, обеспечивающих детям с нарушениями психофизического развития соответствующее образование, воспитание, коррекционную работу, социальную помощь.

Организация специальных заведений основывается на определенных проблемных принципах специальной педагогики. Некоторые из них являются общими для построения общеобразовательных учреждений России. Это, в частности:

  • государственный характер образования;
  • единственная перспективная цель;
  • преемственность в звеньях образования;
  • всеобщность и обязательность обучения;
  • доступность учреждений;
  • учет возрастных особенностей ребенка;
  • отделение заведений от политики, церкви.

Однако следует учитывать и специальные проблемы, касающиеся лиц с недостатками психофизического развития, в частности:

  1. дифференцированность заведений в зависимости от категории нарушения, степени интеллекта, возможности самостоятельно передвигаться, сформированности навыков самообслуживания;
  2. сочетание общеобразовательного принципа и профессионального трудового обучения;
  3. коррекционная направленность обучения и воспитания.

Во всех типах учреждений дети получают разностороннюю помощь – педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную и тому подобное.

При выборе для ребенка заведения учитываются такие показатели: возраст ребенка; категория аномального развития (нозология); конкретный клинический диагноз; интеллектуальный степень; * особенности психофизического развития.

Проблема интегрированного обучения

Проблематика специальной педагогики связана интегрированным и инклюзивным обучением. Еще Л. C. Выготский в своих работах говорил о том, что специальная школа создает для ребенка замкнутый мир, в котором все «посвящено» его дефекту. Особенно остро проблема интеграции и инклюзии предстает перед детьми с легкими (невыразительными) недостатками в психофизическом развитии, поскольку они не охвачены учреждениями коррекционного образования.

Замечание 1

Следует различать интеграцию и инклюзию. Интеграция отражает попытку привлечь учащихся с особыми потребностями в общеобразовательные школы.

Процесс интеграции является положительным еще и потому, что ориентирует педагогов на смещение акцентов в коррекционно-педагогической работе с детьми: объектом воздействия становится не нарушение, а личность ребенка.

Но в России внедрение интегрированного обучения тормозится такими проблемами:

  1. недостаточная разработанность законодательно-правовой базы;
  2. слабая информированность общественности по проблемам детей с психофизическими недостатками;
  3. неподготовленность специалистов к работе в системе интеграции;
  4. трудности в научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного и коррекционного процесса.

Еще одной проблемой является отношение семьи к специальному образованию. Многих родителей не устраивает вариант пребывания их ребенка в уединенном заведении с отрывом от семьи. Именно поэтому возникает стихийная интеграция.

Как показывает опыт многих стран, исходным принципом интеграции детей с психофизическими недостатками является принцип равных прав и возможностей в получении образования.

Образовательная интеграция предусматривает предоставление детям с психофизическими недостатками возможности совместного обучения в одной школе или классе с детьми, которые нормально развиваются, согласно программе массовой школы.

Главной целью интегрированного обучения является создание условий для личностного развития, творческой самореализации и утверждения человеческого достоинства детей с особыми потребностями.

B интегрированных (специальных) классах (группах) общеобразовательных (дошкольных) учебных заведений могут находиться дети с психофизическими недостатками таких категорий (при условии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической консультации):

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с нарушениями слуха (с потерей слуха от 30-ти и более децибел);
  • с тяжелыми речевыми нарушениями (с заиканием, алалией, афазией, дизартрией при нормальном состоянии слуха и первично сохраненном интеллекте);
  • с нарушениями зрения;
  • с задержкой психического развития;
  • с ограниченными возможностями умственного развития (легкая форма при условии обучения в специальном классе или по индивидуальной программе).

Проблемы в инклюзивном обучении

ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся. Инклюзия требует изменений на всех уровнях образования, поскольку является особой системой обучения, которая охватывает весь широкий контингент учащихся и дифференцирует образовательный процесс в соответствии с потребностями учащихся всех групп и категорий.

Замечание 2

Инклюзивное образование является подходом, который помогает адаптировать образовательную программу и образовательную среду к потребностям учащихся, которые отличаются от иных детей своими ограниченными учебными возможностями.

Инклюзивное образование является положительным не только для детей с нарушениями психофизического развития, но и для их здоровых сверстников.

Проблемы, которые решает введение инклюзивного образования:

  • понимание обществом проблем инвалидности;
  • солидарность между детьми с особыми потребностями и их здоровыми сверстниками;
  • формирование у ребенка с особыми потребностями модели здорового полноценного образа жизни;
  • создание условий для социальной адаптации и наиболее полного раскрытия своего потенциала в ребенка;
  • сосредоточение внимания на возможностях и сильных сторонах личности ребенка;
  • возможность всех детей жить вместе с семьей;
  • воспитание у здоровых детей толерантности, коммуникабельности, более адекватной самооценки, меньшей агрессии, умение ценить свое здоровье;
  • реальная интеграция и общественная адаптация.
  • Существующие проблемы:

  • архитектурная недоступность школ;

  • недостаточность знаний и даже предвзятость администрации и педагогов школ, родителей здоровых учеников к проблемам детей с психофизическими нарушениями и неготовность к их включению в коллектив здоровых сверстников;
  • отсутствие знаний у родителей детей с психофизическими нарушениями об отстаивании прав детей на образование, страх перед системой образования;
  • отсутствие в школах достаточной материально-технической базы для инклюзивного образования (учебники, пособия, ТСО, специальное оборудование);
  • методическая неготовность педагогов и психологов общеобразовательных учреждений;
  • отсутствие специальных должностей (медики, специальные психологи, коррекционные педагоги) в общеобразовательных учреждениях для осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с психофизическими нарушениями.

Эффективность инклюзивного образования зависит от осуществления психолого-педагогического сопровождения, которое должно обеспечиваться скоординированными действиями команды специалистов: учитель-дефектолог определенной области, психолог, социальный педагог, врач, родители ребенка.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :