Система коррекционного образования – это совокупность различных типов учреждений, обеспечивающих детям с нарушениями психофизического развития соответствующее образование, воспитание, коррекционную работу, социальную помощь.
Организация специальных заведений основывается на определенных проблемных принципах специальной педагогики. Некоторые из них являются общими для построения общеобразовательных учреждений России. Это, в частности:
Однако следует учитывать и специальные проблемы, касающиеся лиц с недостатками психофизического развития, в частности:
Во всех типах учреждений дети получают разностороннюю помощь – педагогическую, психологическую, медицинскую, социальную и тому подобное.
При выборе для ребенка заведения учитываются такие показатели: возраст ребенка; категория аномального развития (нозология); конкретный клинический диагноз; интеллектуальный степень; * особенности психофизического развития.
Проблематика специальной педагогики связана интегрированным и инклюзивным обучением. Еще Л. C. Выготский в своих работах говорил о том, что специальная школа создает для ребенка замкнутый мир, в котором все «посвящено» его дефекту. Особенно остро проблема интеграции и инклюзии предстает перед детьми с легкими (невыразительными) недостатками в психофизическом развитии, поскольку они не охвачены учреждениями коррекционного образования.
Следует различать интеграцию и инклюзию. Интеграция отражает попытку привлечь учащихся с особыми потребностями в общеобразовательные школы.
Процесс интеграции является положительным еще и потому, что ориентирует педагогов на смещение акцентов в коррекционно-педагогической работе с детьми: объектом воздействия становится не нарушение, а личность ребенка.
Но в России внедрение интегрированного обучения тормозится такими проблемами:
Еще одной проблемой является отношение семьи к специальному образованию. Многих родителей не устраивает вариант пребывания их ребенка в уединенном заведении с отрывом от семьи. Именно поэтому возникает стихийная интеграция.
Как показывает опыт многих стран, исходным принципом интеграции детей с психофизическими недостатками является принцип равных прав и возможностей в получении образования.
Образовательная интеграция предусматривает предоставление детям с психофизическими недостатками возможности совместного обучения в одной школе или классе с детьми, которые нормально развиваются, согласно программе массовой школы.
Главной целью интегрированного обучения является создание условий для личностного развития, творческой самореализации и утверждения человеческого достоинства детей с особыми потребностями.
B интегрированных (специальных) классах (группах) общеобразовательных (дошкольных) учебных заведений могут находиться дети с психофизическими недостатками таких категорий (при условии соответствующего заключения психолого-медико-педагогической консультации):
ЮНЕСКО рассматривает инклюзию как процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся. Инклюзия требует изменений на всех уровнях образования, поскольку является особой системой обучения, которая охватывает весь широкий контингент учащихся и дифференцирует образовательный процесс в соответствии с потребностями учащихся всех групп и категорий.
Инклюзивное образование является подходом, который помогает адаптировать образовательную программу и образовательную среду к потребностям учащихся, которые отличаются от иных детей своими ограниченными учебными возможностями.
Инклюзивное образование является положительным не только для детей с нарушениями психофизического развития, но и для их здоровых сверстников.
Проблемы, которые решает введение инклюзивного образования:
Существующие проблемы:
архитектурная недоступность школ;
Эффективность инклюзивного образования зависит от осуществления психолого-педагогического сопровождения, которое должно обеспечиваться скоординированными действиями команды специалистов: учитель-дефектолог определенной области, психолог, социальный педагог, врач, родители ребенка.