Педагогика специального воспитания


Педагогика специального воспитания

Процесс воспитания в специальной педагогике

Замечание 1

В системе педагогических наук, изучающих закономерности воспитания человека на разных возрастных этапах развития, в разных сферах деятельности и т.д., как самостоятельная научная специальность выделена коррекционная педагогика (педагогика специального воспитания).

Для того чтобы понять специфику данной отрасли педагогической науки, следует обратиться к основным понятиям, которые используются для установления связей между явлениями развития и социализации человека и его воспитанием.

Для того чтобы направить процессы онтогенеза и социализации на достижение положительных результатов, как в близкой, так и в отдаленной перспективе, существует целенаправленная педагогическая деятельность воспитания, с помощью которой одни люди (субъекты педагогического процесса) могут сознательно, квалифицированно управлять становлением и развитием личности других людей (объектов этого процесса), начиная с ранних этапов абилитации, с учетом возрастных особенностей и изменений социальных функций человека, а следовательно и общественных требований к нему, обеспечивать осуществление прямых или опосредованных воспитательных воздействий, при необходимости в течение всей жизни.

С развитием сознания человека, его способности к самопознанию, самоуправлению и самосовершенствованию он все больше и больше с объекта внешних воспитательных воздействий превращаться в субъект воспитательной деятельности, направленный на самого себя. Эта деятельность в таких случаях приобретает характер самовоспитания, оставаясь при этом управлением собственным развитием и собственной социализацией.

Замечание 2

Путем исправления недостатков психолого-педагогическими средствами, предупреждения негативных новообразований, формирования максимально возможных положительных свойств ребенка (или взрослого – в соответствующих случаях) коррекционное воспитание целенаправленно и последовательно улучшает развитие и социализацию личности в едином процессе ее абилитации.

Социализация как составляющая специального воспитания

Напомним, что для достижения своей цели воспитание должно обеспечивать т. н. конвергенцию (совпадение, согласованность) двух указанных выше процессов абилитации – онтогенеза и социализации.

По этому поводу, определяя перспективные для 20-х годов прошлого века направления исследований в дефектологии, в частности изучение истории культурного развития аномального ребенка, Л. С. Выготский писал о том, что врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами естественного созревания. Оба планы развития – естественный и культурный – сливаются друг с другом. Именно в таких случаях необходимо коррекционное воспитание.

Л. С. Выготский

Рисунок 1. Л. С. Выготский

В контексте указанных соображений необходимо рассмотреть некоторые особенности социализации, среди которых выделяем, прежде всего, следующие:

  • социализация как процесс приобретения человеком качеств, необходимых для жизни и деятельности в обществе, привлечение ее к общественным отношениям, усвоение элементов культуры, социальных ролей происходит всю жизнь, продолжаясь на всех возрастных этапах, для каждого из которых характерна специфическая социальная ситуация развития (согласно Л. С. Выготскому);
  • социализация является необходимым базальным условием психического, физического, в целом личностного развития человека, его становления как человека среди людей;
  • социализация происходит в трех основных сферах функционирования человека как личности (деятельность, общение, самосознание), интегрировано реализуясь в многоаспектном социальном поведении человека;
  • особенно стоит подчеркнуть необходимость адекватного овладения индивидом такими элементами человеческой культуры, как социальные (прежде всего, нравственные и правовые) нормы, что только и дает основания для оценки поведения человека как социально нормативного.

Проблемы социализирующего воспитания

Социализация, как отмечалось, включает как спонтанные, стихийные, несогласованные виды влияния на личность (средства массовой информации, свободное общение, подражание случайным примерам), так и совокупность целенаправленных воздействий через организованные формы (главным образом – различные педагогические образовательные и внеобразовательные системы). Вследствие указанных противоречий социализации ее результаты далеко не всегда соответствуют желаемым социальным идеалам и стандартам; часто приходится иметь дело с нарушениями процесса социализации, искривлениями промежуточных результатов этого процесса, что проявляется, в асоциальном поведении личности.

Детерминанты нарушений процесса социализации весьма разнообразны, и они могут быть связаны преимущественно с биологическими факторами (различные формы дизонтогенеза – недоразвитие, задержанный, дефицитарной , искривленный, дисгармоничный тип развития и т.д.), или с чисто социальными (педагогическая запущенность, отрицательный влияние микросреды, осложнения поведения, которые вызывают реакцию протеста, депривация потребностей в самореализации, одобрении и т.д.) – все это приводит к отчуждению личности от социума, которое, в частности, лежит в основе развития асоциального поведения.

Замечание 3

Стоит повторить, что во всех этих случаях воспитание как управление социализацией требует особых усилий для коррекции этого процесса, то есть приобретает характер коррекционного воспитания и становится предметом коррекционной педагогики.

Как подчеркивал К.-П. Беккер, во всех случаях, когда средствами медицины и техники не удается достичь коррекции или полной компенсации дефекта, необходимы меры чисто педагогического направления. Автор подчеркивает, что реабилитационно-педагогические воздействия для аномального человека необходимы, начиная с раннего его детства и охватывая периоды не только школьного, но и послешкольного профессионального обучения.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :