В системе педагогических наук, изучающих закономерности воспитания человека на разных возрастных этапах развития, в разных сферах деятельности и т.д., как самостоятельная научная специальность выделена коррекционная педагогика (педагогика специального воспитания).
Для того чтобы понять специфику данной отрасли педагогической науки, следует обратиться к основным понятиям, которые используются для установления связей между явлениями развития и социализации человека и его воспитанием.
Для того чтобы направить процессы онтогенеза и социализации на достижение положительных результатов, как в близкой, так и в отдаленной перспективе, существует целенаправленная педагогическая деятельность воспитания, с помощью которой одни люди (субъекты педагогического процесса) могут сознательно, квалифицированно управлять становлением и развитием личности других людей (объектов этого процесса), начиная с ранних этапов абилитации, с учетом возрастных особенностей и изменений социальных функций человека, а следовательно и общественных требований к нему, обеспечивать осуществление прямых или опосредованных воспитательных воздействий, при необходимости в течение всей жизни.
С развитием сознания человека, его способности к самопознанию, самоуправлению и самосовершенствованию он все больше и больше с объекта внешних воспитательных воздействий превращаться в субъект воспитательной деятельности, направленный на самого себя. Эта деятельность в таких случаях приобретает характер самовоспитания, оставаясь при этом управлением собственным развитием и собственной социализацией.
Путем исправления недостатков психолого-педагогическими средствами, предупреждения негативных новообразований, формирования максимально возможных положительных свойств ребенка (или взрослого – в соответствующих случаях) коррекционное воспитание целенаправленно и последовательно улучшает развитие и социализацию личности в едином процессе ее абилитации.
Напомним, что для достижения своей цели воспитание должно обеспечивать т. н. конвергенцию (совпадение, согласованность) двух указанных выше процессов абилитации – онтогенеза и социализации.
По этому поводу, определяя перспективные для 20-х годов прошлого века направления исследований в дефектологии, в частности изучение истории культурного развития аномального ребенка, Л. С. Выготский писал о том, что врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами естественного созревания. Оба планы развития – естественный и культурный – сливаются друг с другом. Именно в таких случаях необходимо коррекционное воспитание.
Рисунок 1. Л. С. Выготский
В контексте указанных соображений необходимо рассмотреть некоторые особенности социализации, среди которых выделяем, прежде всего, следующие:
Социализация, как отмечалось, включает как спонтанные, стихийные, несогласованные виды влияния на личность (средства массовой информации, свободное общение, подражание случайным примерам), так и совокупность целенаправленных воздействий через организованные формы (главным образом – различные педагогические образовательные и внеобразовательные системы). Вследствие указанных противоречий социализации ее результаты далеко не всегда соответствуют желаемым социальным идеалам и стандартам; часто приходится иметь дело с нарушениями процесса социализации, искривлениями промежуточных результатов этого процесса, что проявляется, в асоциальном поведении личности.
Детерминанты нарушений процесса социализации весьма разнообразны, и они могут быть связаны преимущественно с биологическими факторами (различные формы дизонтогенеза – недоразвитие, задержанный, дефицитарной , искривленный, дисгармоничный тип развития и т.д.), или с чисто социальными (педагогическая запущенность, отрицательный влияние микросреды, осложнения поведения, которые вызывают реакцию протеста, депривация потребностей в самореализации, одобрении и т.д.) – все это приводит к отчуждению личности от социума, которое, в частности, лежит в основе развития асоциального поведения.
Стоит повторить, что во всех этих случаях воспитание как управление социализацией требует особых усилий для коррекции этого процесса, то есть приобретает характер коррекционного воспитания и становится предметом коррекционной педагогики.
Как подчеркивал К.-П. Беккер, во всех случаях, когда средствами медицины и техники не удается достичь коррекции или полной компенсации дефекта, необходимы меры чисто педагогического направления. Автор подчеркивает, что реабилитационно-педагогические воздействия для аномального человека необходимы, начиная с раннего его детства и охватывая периоды не только школьного, но и послешкольного профессионального обучения.